Оценка и коррекция эффективности обучения алгоритму измерения артериального давления с использованием симуляционных технологий: от теории к практике

Актуальность. Залогом оптимального ведения пациентов представляется нам качественный мониторинг объективных параметров, одним из которых является артериальное давление (АД). Мы живем в эру активного внедрения электронной техники во все сферы деятельности, в частности в медицину. В настоящее время набирают популярность электронные тонометры, в связи с чем возникает ряд проблем по обеспечению выпускников медицинских вузов знаниями измерения артериального давления с помощью механического тонометра. В статье приведены результаты оценки эффективности обучения алгоритму измерения артериального давления с последующей оценкой выживаемости знаний в отдаленном периоде. Цель - оценить эффективность обучения алгоритму измерения АД с использованием симуляционных технологий. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 277 студентов VI курса Медицинского института РУДН, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Этапы исследования: I - входной контроль практического навыка по измерению АД; II - брифинг, демонстрация техники выполнения, тренинг; III - дебрифинг; IV- контроль остаточных знаний в отдаленном периоде через 6 месяцев (без предварительной подготовки). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием программного пакета Statistica 10.0. Результаты. Согласно результатам входного контроля был выявлен низкий уровень знаний выполнения правильного алгоритма измерения АД с использованием механического тонометра, а также низкая точность определения значений АД. Контроль знаний как непосредственно после тренинга, так и в отдаленном периоде (через 6 месяцев) показал удовлетворительные результаты - более 70 % студентов успешно освоили изученный навык. Заключение. Обучение алгоритму измерения АД с использованием симуляционных технологий способствует эффективному усвоению навыков. Об этом свидетельствует положительная динамика увеличения точности определения значений АД сразу после тренинга (точность измерения САД - 73,3 %, ДАД - 77,3 % (р<0,05)), а также в отдаленном периоде (точность измерения САД - 69,8 %, ДАД - 78,4 % (р<0,05)).

Relevance. The key to optimal patient management is quality monitoring of objective parameters, one of which is blood pressure. We live in an era of active introduction of electronic technology in all areas of activity, in particular, in medicine. Currently, electronic tonometers are gaining popularity, which raises a number of questions about providing graduates of medical universities with knowledge of measuring blood pressure using a mechanical tonometer. This article presents the results of evaluating the effectiveness of teaching the algorithm for measuring blood pressure, followed by an assessment of the survival rate of knowledge in the long term. Purpose: evaluate the effectiveness of teaching the algorithm for measuring blood pressure using simulation technologies. Materials and methods. The study involved 277 6th year students of the RUDN University Medical Institute, specializing in General Medicine. Research stages: I - input control of practical skills in measuring blood pressure; II - briefing, demonstration of blood pressure measurement techniques, training; III - debriefing; IV- control of residual knowledge in the long-term period, after 6 months (without preliminary training). Statistical processing of the results was carried out using the Statistica 10.0 software package. Results. According to the results of the entrance control, a low level of correct performing skills for measuring blood pressure using a mechanical tonometer, as well as the accuracy of determining blood pressure values was revealed. Practice control, both immediately after the training and in the long-term period (after 6 months), showed satisfactory results, more than 70% of the students successfully mastered the learned skill. Conclusion. Training in the algorithm for measuring blood pressure using simulation technologies contributes to the effective assimilation of the acquired skills. This is evidenced by the positive dynamics of increasing the accuracy of determining blood pressure values immediately after training (accuracy of measuring SBP - 73.3 %, DBP - 77.3 % (p<0.05)), as well as in the longterm period (accuracy of measuring SBP - 69.8 %, DBP - 78.4 % (p<0.05)).

Авторы
Издательство
Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
4-7
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова
simulation training; blood pressure measurement algorithm; blood pressure simulators; blood pressure measurement training; симуляционное обучение; алгоритм измерения артериального давления; симуляторы для измерения артериального давления; обучение измерению артериального давления
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Косинец В.Н., Саушкина А.А., Гамара М.А., Баткаева Н.В., Бобров М.А., Баткаев Э.А.
Вестник последипломного медицинского образования. Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики. 2020. С. 8-14