В статье выявлен и проанализирован перечень населённых пунктов регионов европейской части Арктической зоны России, не обеспеченных круглогодичной наземной транспортной доступностью с остальной территорией, т.е. не включённых в региональные и федеральные наземные транспортные сети. Введено понятие круглогодичной наземной транспортной доступности (КНТД) как наличия у населённого пункта круглогодичной транспортной связи с опорной сетью федеральных автомобильных дорог по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием, обеспечивающим круглогодичное функционирование на всём протяжении, либо по железным дорогам, с возможными пересадками (перегрузками) между автомобильным и железнодорожным транспортом. Составлена база данных и ГИС данной категории населённых пунктов, дана количественная оценка численности постоянного населения, проживающего в них. Проведённые количественные оценки свидетельствуют о крайней неравномерности между количеством населённых пунктов существующей сети расселения Арктической зоны европейской части России и распределением численности их населения. Определены и проанализированы особенности внутренних транспортных систем рассматриваемых арктических регионов с точки зрения их оптимизации с учётом наличия изолированных населённых пунктов. На основании проведённого исследования сформулированы рекомендации по специфическим проблемам развития островных и иных изолированных территорий, в т.ч. по использованию «локальных» видов транспорта, транспортной и пешеходной инфраструктуры, а также по проблемам занятости жителей островных и иных изолированных территорий.
The article identifies and analyzes the list of settlements in the Russian European Arctic regions that are not provided with year-round ground transport accessibility with another territory, that is, are not included in regional and federal land transport networks. The year-round ground transport accessibility concept is introduced as the availability of a year-round transport connection with the core federal highways network on hard-surface roads providing year-round operation along the entire length, or by rail, with possible transfers (congestion) between roads and by rail. A database and GIS of this settlements category are compiled; a quantitative assessment of the resident population living number in them is given. Quantitative estimates indicate an extreme unevenness between the settlements number in the existing Russian European Arctic settlement network and the distribution of their population. The features of the internal Arctic regions transport systems are identified and analyzed from their optimization point of view taking into account the isolated settlements presence. Based on the study, recommendations on specific problems of the island and other isolated territories development, including the use of “local” transport modes, transport and pedestrian infrastructure are formulated.