В статье раскрываются целесообразность и прогностическая ценность атрибутивного подхода к изучению конфликтов в деловом взаимодействии преподавателей. На основе анализа теоретических концепций обосновывается, что индивидуальная склонность преподавателя типично использовать внутренний или внешний вектор атрибуции определяет восприятие другого субъекта взаимодействия, в том числе и конфликтного, либо как потенциального партнера, либо как конкурента и тем самым опосредует выбор субъектом атрибуции соответствующей стратегии поведения в конфликте. Представлены результаты эмпирического исследования, где раскрывается содержание и направленность корреляционных взаимосвязей между оптимистичностью в достижениях и во взаимоотношениях с другими, стабильностью как параметрами стиля атрибуции личности и стратегиями компромисса, сотрудничества, приспособления, избегания и соперничества как паттернами поведения преподавателя в конфликтном деловом взаимодействии. Результаты исследования представляют практическую ценность для психологов и специалистов учреждений образования при разработке профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на управление конфликтами в педагогических коллективах.
The article treats the relevance and the prognostic value of attributional approach to the investigation of conflicts in educators’ professional interaction. The analysis of theoretical concepts enables the author to conclude that educators’ individual inclination to use the inner or outer vectors of attribution defines the perception of other subjects of the interaction (including conflicting situations) as potential partners or as competitors and, therefore, influences the choice of a respective behavioral pattern. The article presents the results of an empirical research that reveals the content and the direction of correlated links between achievement-associated optimism, stability as a parameter of personal attribution and strategies of compromise, cooperation, adjustment, avoidance, competitiveness as behavioral patterns in a conflicting professional interaction. The results of the research are valid for psychologists and educators who develop prophylactic and correctional strategies aimed at the management of conflicts in pedagogical teams.