В статье проведен сравнительный анализ таможенного законодательства стран Европейского Союза и Китайской Народной Республики и сделан вывод о том, что многочисленные события, включая глобализацию торговли и цепочек поставок, развитие электронной торговли, угрозу террористических атак и интернационализацию организованной преступности, изменили исключительно фискальное направление правового регулирования таможенных норм. Так, современные нормы таможенного законодательства в рассматриваемых странах ориентированы и на выполнение фискальной функции - сбор соответствующих налогов и на нефискальные функции - проверки экспортируемых и импортируемых товаров на предмет соответствия законодательству и стандартам, характерным для каждой конкретной продукции, а также международному законодательству в области безопасности. Вместе с тем, проведенный сравнительный анализ позволил выявить основное отличие таможенного законодательства Европейского Союза и Китайской Народной Республики - наличие разной структуры таможенного законодательства. Так, в Европейском Союзе основа таможенного законодательства представлена в едином, распространяющемся на все страны, кодифицированном акте, а в целях наиболее эффективной реализации отдельных положений такого акта приняты детализирующие нормативные правовые акты, устанавливающие правила имплементации норм кодифицированного акта или делегирование полномочий между Европейским Союзом и правительствами конкретных стран в таможенной сфере. В Китайской Народной Республике таможенное законодательство представлено комплексом разрозненных законов и подзаконных актов (положениях и регламентах), дополняющих положения и детализирующих отдельные правила законов. Анализ же детальных различий таможенного законодательства вышеназванных стран требует проведения отдельного исследования.
The article provides a comparative analysis of the customs legislation of the countries of the European Union and the People's Republic of China and concludes that numerous events, including the globalization of trade and supply chains, the development of electronic commerce, the threat of terrorist attacks and the internationalization of organized crime, have changed exclusively the fiscal direction of the legal regulation of customs regulations. Thus, the modern norms of customs legislation in the countries under consideration are focused both on the fiscal function - the collection of appropriate taxes and on non-fiscal functions - the verification of exported and imported goods for compliance with legislation and standards specific to each specific product, as well as international legislation in the field of security. At the same time, the comparative analysis made it possible to identify the main difference between the customs legislation of the European Union and the People's Republic of China - the presence of a different structure of customs legislation. Thus, in the European Union, the basis of customs legislation is presented in a single codified act that applies to all countries, and in order to most effectively implement certain provisions of such an act, detailed regulatory legal acts have been adopted that establish rules for implementing the norms of the codified act or delegation of authority between the European Union and the governments of specific countries in the customs sphere. In the People's Republic of China, customs legislation is represented by a set of disparate laws and regulations (regulations and regulations) that supplement the provisions and detail individual rules of laws. The analysis of the detailed differences in the customs legislation of the above-mentioned countries requires a separate study.