Политические метафоры в контексте стереотипизации и когнитивных искажений

Статья посвящена анализу метафоричности с точки зрения механизма манипуляции общественным мнением в СМИ России, Украины, Китая и США в контексте признания независимости ЛНР и ДНР российским правительством, а также начала проведения военной операции в данных регионах и ее последствий. Рассматривается система когнитивных искажений и их проявление в рамках семиосоциопсихологической концепции, стратегий и тактик политического дискурса. Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения вопроса интерпретации с учетом идеологического и когнитивного аспекта, а также рассмотрения причинно-следственных связей в процессе восприятия и трактовок метафор. В качестве материалов были взяты обращения президента России Владимира Путина (21 февраля 2022 г. и др.), президента Украины Владимира Зеленского, а также статьи на китайском и английском языках с новостных сайтов Синьхуа (新华网) и The New York Times. Также рассматривается реакция на данные события общественности в разных странах, проявления которой отражаются в социальных сетях. Отмечается влияние на мнение общественности средств массовой информации, в результате деятельности которых происходит следование за преобладающей точкой зрения, превалирует невозможность адекватной оценки под данным влиянием и привязка к первоначально доступной информации в совокупности с уверенностью, что точки зрения реципиентов и отправителей сообщения совпадают. Тем самым усиливается процесс стереотипизации, то есть разделения общества по критериям «свой» и «чужой», на основе выступлений политических лидеров.

The article analyzes metaphoricity from the point of view of the mechanism of manipulation of public opinion in the media of Russia, Ukraine, China and the United States in the context of the recognition of the independence of the LPR and the DPR by the Russian government, as well as the beginning of the military operation in these regions and its consequences. The article looks at the system of cognitive distortions and their manifestation within the framework of the semio-socio-psychological concept, strategies and tactics of political discourse. The urgency of the research is determined by the need to study the issue of interpretation taking into account the ideological and cognitive aspects, as well as the consideration of causal-consecutive relationships in the process of perception and interpretation of metaphors. The materials were taken from the addresses of the Russian President Vladimir Putin (February 21, 2022, etc.), Ukrainian President Vladimir Zelensky, as well as articles in Chinese and English from the news sites Xinhua and The New York Times. The authors also consider the reaction of the public to these events in different countries, the manifestations of which are reflected in social networks. The study notes the influence of mass media on the opinion of the public which results in the fact that the information recipients follow the prevailing point of view, and that it becomes impossible for them to make an adequate assessment under this influence and to go back to the initially available information together with the confidence that the points of view of the recipients and senders of the message coincide. This enhances the process of stereotyping, that is, the division of society according to the criteria of “own” and “alien”, based on the speeches of political leaders.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный педагогический университет"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
27-38
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
journalism; media linguistics; mass media; media texts; media discourse; language means; mass media language; political metaphorology; metaphorical modeling; metaphorical models; political metaphors; political discourse; manipulation of consciousness; manipulative impact; public consciousness; public opinion; cognitive studies; semio-socio-psychology; журналистика; медиалингвистика; сми; средства массовой информации; медиатексты; медиадискурс; языковые средства; язык СМИ; политическая метафорология; метафорическое моделирование; метафорические модели; политические метафоры; политический дискурс; манипуляция сознанием; манипулятивное воздействие; общественное сознание; общественное мнение; когнитивистика; семиосоциопсихология
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Фирсов Э.В., Шишков О.Г., Кузьмин К.Н.
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПРОСТРАНСТВЕ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. Тихоокеанский государственный университет. 2022. С. 139-144
Кушнарев Н.Г., Рогожник Н.Н., Цыбульник Л.В., Шаматрин И.В., Пак А.Ю.
Проблемы прогнозирования. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2022. С. 16-27