Творчество одного из величайших российских режиссеров советского периода Андрея Тарковского (1932-1986) - уникально, оно выдержало испытание временем, предсказало многие современные человеческие кризисы и дилеммы, имеет исследовательскую ценность для современной гуманитарной науки: философский анализ фильмов А. Тарковского продолжает оставаться актуальным. Его работы раскрывают сущность человека как образа и подобия Бога, запечатлевая благородные моменты человеческой души. Помимо русской духовной культуры на его творчество также повлиял даосизм. Тарковский был критиком натуралистических представлений о сущности человека, опираясь на даосизм, он стремился восстановить утраченную связь человека, как с природой, так и со своей собственной сущностью. Примечателен в этом отношении фильм Тарковского «Солярис» (1972 г.), в котором подвергнут критике современный сциентизм, обездушивающий человека, превращающий его в биоробота. В данной статье рассмотрен даосизм, отразившийся в фильме А. Тарковского «Солярис». Было выявлено, что для Тарковского истина познается в откровении природы, через естественность - цзы-жань . Автор данной статьи приходит к выводу, что дальнейший путь для человечества состоит не в том, чтобы уйти от «человеческого» и «летать в космос», а в том, чтобы приблизиться к сущности человека, приблизиться к горам и воде.
The work of one of the greatest Russian directors of the Soviet period, Andrei Tarkovsky (1932-1986), is unique, it has stood the test of time, predicted many modern human crises and dilemmas, and has research value for modern humanitarian science: the philosophical analysis of A. Tarkovsky's films continues to be relevant. His works reveal the essence of man as the image and likeness of God, capturing the noble moments of the human soul. In addition to Russian spiritual culture, Taoism also influenced his work. Tarkovsky was a critic of naturalistic ideas about the essence of man, relying on Taoism, he sought to restore the lost connection of man both with nature and with his own essence. Notable in this respect is Tarkovsky's film Solaris (1972), in which modern scientism is criticized, which dehumanizes a person, turning him into a biorobot. This article discusses Taoism, reflected in the film by A. Tarkovsky "Solaris". It was revealed that for Tarkovsky the truth is known in the revelation of nature, through naturalness - zi-zhan. The author of this article comes to the conclusion that the future path for humanity is not to get away from the "human" and "fly into space", but to get closer to the essence of man, closer to mountains and water.