К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ИСКУССТВА В XX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

На протяжении последнего столетия искусство, его роль, способы создания, трансляции и восприятия претерпели значительные изменения. В целом можно говорить об эстетизации культуры, что не могло не отразиться на искусстве. Отход от «классического искусства» начался уже в эпоху модернизма. «Цифровой поворот» способствовал новому бытию искусства в культуре. Виртуальная среда предоставила новые, невиданные ранее возможности как в техническом, так и в духовном аспектах. Художественные произведения стали более доступны широким массам, появилась возможность вмешательства пользователя в процесс творчества, использования в процессе творчества искусственного интеллекта. Появился феномен киберискусства, требующий глубокого культурологического анализа. Применение цифровых технологий в создании художественных произведений актуализирует вопрос о границах возможностей искусственного интеллекта в творческом процессе, а также этического и эстетического наполнения произведений, созданных нейронной сетью при помощи алгоритмов и иных цифровых технологий. В этой связи важно понятие мозаичной культуры, состоящей из разрозненных элементов, не обладающей системностью и целостностью восприятия и познания. Мозаичная культура отсылает нас к понятию «ризомы», а также отражает потребительский аспект массовой культуры. Таким образом, возникает опасность замены уникального массовым, а также трансформации и даже утраты первоначальных онтологических и ценностных смыслов художественного произведения.

Art, its role, ways of creation, translation and perception have undergone significant changes in the course of the last century. In general, one can talk of aestheticisation of culture, which could not but have a certain impact on art. The departure from “classical art” began already in the epoch of modernism. The “digital turn” has contributed to new hypostasis of art in culture. The virtual medium has introduced new, unprecedented opportunities both in technical and spiritual aspects. Artworks have become more accessible to the general public, with a possibility of user intervention in creative process and the use of artificial intelligence therein. The phenomenon of cyber art has emerged, requiring profound culturological analysis. The use of digital technologies in creation of artworks actualises the issue of constraints of artificial intelligence potential in creative process as well as the problem of ethical and aesthetic content of works created by neural network with the use of algorithms and other digital technologies. In this regard, the notion of mosaic culture is important - as consisting of disparate elements, lacking consistency and integrity of perception and cognition. The mosaic culture refers one to the concept of “rhizome,” reflecting as well the consumer-oriented aspect of the mass culture. Therefore, this entails a danger of replacing the unique nature by mainstream values, and, moreover, of transformation or even loss of the original ontological and axiological sense of the artwork.

Авторы
Симонова С.А.1 , Аталян Г.Б. 2
Издательство
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Номер выпуска
84
Язык
Русский
Страницы
84-92
Статус
Опубликовано
Том
24
Год
2022
Организации
  • 1 Московский государственный психолого-педагогический университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
art; modernism; postmodernism; digital turn; aestheticisation; massification; cyber art; mosaic culture; искусство; модернизм; постмодернизм; цифровой поворот; эстетизация; массовизация; киберискусство; мозаичная культура
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Дударева М.А.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Самарский федеральный исследовательский центр РАН. Том 24. 2022. С. 52-60