Сравнение эффективности управления симулятором вождения автомобиля в ручном и полуавтоматическом режимах: поведенческий и физиологический анализ

Цель исследования - cравнение эффективности вождения в ручном и полуавтоматическом режимах управления и поиск психофизиологических предикторов потенциально опасных состояний, которые могут быть использованы перед поездкой или в реальном времени. В экспериментах принимали участие 32 испытуемых в возрасте 18-22 года с частичной депривацией сна (в среднем 5,8 часов сна в ночь перед экспериментом). Каждый испытуемый участвовал в двух экспериментальных сессиях: с ручным и частично автоматизированным сценариями управления компьютерным симулятором вождения автомобиля. Периодически от него требовалось реагировать на два типа стимулов: постепенно изменяющийся, появляющийся неожиданно и требующий маневрирования. Регистрировалась данные симулятора вождения автомобиля и ЭЭГ по стандартной системе 10-20 с частотой дискретизации 500 Гц. На мониторе в комнате испытуемого была закреплена трехмерная видеокамера, отслеживающая положение головы и изменения мимики испытуемого на протяжении эксперимента. Испытуемый проходил опросники на сонливость и общее самочувствие, также перед экспериментом тестировалось время реакции. При ручном и полуавтоматическом управлении было пропущено 1,2 и 4,3% всех стимулов соответственно. Время реакции на постепенно изменяющийся стимул составило 4,29 ± 0,09 и 3,19 ± 0,12 с при ручном и полуавтоматическом режиме управления соответственно. В сессиях с полуавтоматическим управлением 21% пропусков случились на фоне нормальной (выявлена при сравнении с началом эксперимента) продолжительности морганий, в то время как 75% пропусков предшествовали удлиненные моргания (длительность более 900 мс). Значительную корреляцию (40-50%, p < 0,01) со средними временами реакции в каждой сессии показали результаты теста на простое время реакции, пройденного перед экспериментом. Полученные результаты свидетельствуют об увеличении рисков засыпания и отвлечения водителей при управлении частично автоматизированными транспортными средствами по сравнению с ручными даже на фоне умеренной депривации сна, из чего следует необходимость контроля состояния водителя во время поездки.

The aim of this study is to compare semi-automatic and hand driving efficacy and to identify psychophysiological indicators of potentially dangerous driver's states which can be used before the trip or in real time. 32 subjects (18-22 years old) participated in the study after partial sleep deprivation (an average of 5.8 hours of sleep the night before the experiment). Each subject was tested in two 1.5-hours long experimental sessions in driving simulator with hand and semi-automated computer driving simulator with three event types. They were constantly required to respond to two types of stimuli: gradually changing, appearing unexpectedly, and requiring maneuvering. Simulation data and EEG were recorded using a standard 10-20 system with a sampling frequency of 500 Hz. A 3D video camera was fixed on the monitor in the subject's room, which tracks the position of the head and changes in the subject's facial expressions throughout the experiment.The subject took questionnaires for drowsiness and general well-being, and the reaction time was also tested before the experiment. With manual and semi-automatic control, 1.2 and 4.3% of all stimuli were missed, respectively. Mean reaction time for slowly changing stimulus was 4.29 ± 0.09 и 3.19 ± 0.12 seconds, respectively. Reaction time was not changed significantly for sudden stimulus, but much more lapses were found in semi-automated sessions. For semiautomated sessions, 21% of lapses were preceded by normal blinks, while for 75% at least one prolonged blink (>0.9 sec) was found within preceded 10 sec interval. A significant correlation (40-50%, p < 0.01) with the average reaction times in each session was shown by the results of the simple reaction time test performed before the experiment. These results give us further evidence that both drowsiness and distraction contribute to efficiency loss during semiautomated driving and that subject's state should be controlled continuously during driving.

Авторы
Ткаченко О.Н. 1 , Дорохов В.Б. 1 , Дементиенко В.В. 2 , Гандина Е.О.1 , Арсеньев Г.Н. 1 , Таранов А.О.1 , Бакирова Д.Р.1 , Свешников Д.С. 3
Издательство
Московский педагогический государственный университет
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
62-80
Статус
Опубликовано
Том
12
Год
2022
Организации
  • 1 Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
  • 2 Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
sleep deprivation; semi-automated driving; eye-tracking; blinking; депривация сна; частично автоматизированное вождение; айтрекинг; моргания
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Куцев С.И., Авдеев С.Н., Полевиченко Е.В., Белевский А.С., Кондратьева Е.И., Симонова О.И., Каширская Н.Ю., Шерман В.Д., Воронкова А.Ю., Амелина Е.Л., Гембицкая Т.Е., Красовский С.А., Черменский А.Г., Степаненко Т.А., Селимзянова Л.Р., Вишнева Е.А., Горинова Ю.В., Рославцева Е.А., Ашерова И.К., Ильенкова Н.А., Зырянов С.К., Одинаева Н.Д., Максимычева Т.Ю., Орлов А.В., Семыкин С.Ю., Чернуха М.Ю., Шагинян И.А., Аветисян Л.Р., Шумкова Г.Л., Крылова Н.А., Дронов И.А., Костылева М.Н., Желенина Л.А., Климко Н.Н., Борзова Ю.В., Васильева Н.В., Богомолова Т.С., Сперанская А.А., Баранова И.А., Фурман Е.Г., Шадрина В.В., Щапов Н.Ф., Петрова Н.В., Пашков И.В., Цирульникова О.М., Поляков Д.П., Свистушкин В.М., Синьков Э.В., Черных В.Б., Репина С.А., Благовидов Д.А., Костинов М.П., Кондратенко О.В., Лямин А.В., Поликарпова С.В., Поляков А.В., Адян Т.А., Гольдштейн Д.В., Бухарова Т.Б., Ефремова А.С., Овсянкина Е.С., Панова Л.В., Черкашина И.В.
Педиатрическая фармакология. Том 19. 2022. С. 153-195