В уникальной уголовно-правовой модели Индии на основе гибридного сочетания принципов и институтов трех правовых систем сформировался в своей специфической форме один из наиболее одиозных составов преступлений - преступления, посягающие на честь, достоинство и половую неприкосновенность женщины. Авторы статьи ставят цель проанализировать криминологические первоосновы масштабности и одновременной латентности насильственных половых преступлений в Индии. Выявлены культурологические и цивилизационные стимулы распространенности изнасилований, в числе которых исторически сложившаяся практика мужской полигамии, ранние детские браки, подчиненность женщины в семье, ее бытовое затворничество и «вечное вдовство», а также своего рода гендерная болезнь общества - дисбаланс полов в сторону мужчин и факты инфантицида девочек в традиционных индусских семьях. С точки зрения систематики преступлений индийские криминологи выделяют более десяти различных категорий так называемых феминных деликтов, в числе которых сексуальные посягательства относят к подгруппе «преступлений по страсти» (ст. 354, 375-376, 509 и др. Уголовного кодекса Индии), хотя в самом кодексе нет специального раздела о преступлениях против половой неприкосновенности. С точки зрения элементного состава в преступлении изнасилования доминирующее значение имеет объективная сторона (peno-vaginal penetration). Ее специфика складывается из шести альтернативных условий отсутствия конститутивного элемента - «согласия женщины». Свою особенность привнесли недавние новеллы в УК Индии, расширившие перечень субъектов изнасилования и легализовавшие понятие custodial rape из судебной практики (дело Tukaram v. State of Muharashtra 1978 г.) как специальный состав сексуального насилия, совершаемого с использованием служебного положения. Постепенно происходит значительное расширение законодательной дефиниции насилия над женщиной в семье и на работе, а также ужесточение наказаний за насильственные деяния против женщин вплоть до расширения оснований применения смертной казни.
In the unique criminal law model of India, a hybrid combination of principles and institutions of the three legal systems, one of the most odious crimes involves encroaching on the honor, dignity, and sexual integrity of a woman. The authors aim to analyze the criminological principles of the scale and simultaneous latency of violent sexual crimes in India. Cultural and civilizational incentives for the prevalence of rape have been identified, including the historical practice of male polygamy, early child marriage, subordination of a woman in the family, her domestic retreat and “eternal widowhood”, as well as a “gender imbalance” and girls’ infanticide in traditional Hindu families. From the point of view of the systematics of crimes, Indian criminologists distinguish more than ten different categories of “feminine torts”, including sexual assault, are classified as a group of “crimes of passion” (Articles 354, 375-376, 509 of the Indian Penal Code 1860). From the point of view of elemental composition of rape, the objective test is dominant (peno-vaginal penetration) and consists of six alternative conditions of a constitutive element “women’s consent”. The recent innovations in the IPC 1860, which expanded the definition of rape and legalized the concept of “custodial rape” from the judicial practice (Tukaram v. State of Muharashtra 1978), as a special composition of sexual violence using official position. There is a significant expansion of the legislative definition of “violence against women” in the family and at office, as well as the toughening of punishments for violent acts against women, up to the expansion of the grounds for the use of the death penalty.