В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению успешности в адаптивности у иностранных и российских студентов, в рамках которой понятие адаптивности рассматривается как важное свойство личности в современном мире. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе были выявлена степень адаптивности и дезадаптивности личности в социальной сфере. На этапе предварительного исследования было проведено тестирование. Бланковый тест - Адаптивность содержал 6 шкал: коммуникация, уверенность, эмоциональность, ностальгия, отчуждение, адаптация (А.И. Крупнова). Респондентами выступили студенты РУДН представители разных стран: Азии, Латинской Америки, Африки, Арабских стран, СНГ и Российской Федерации. В результате проведенного исследования было установлено, что адаптация студентов к обучению отличается у иностранных студентов и у российских студентов и зависит от таких факторов, как национальные, религиозные, региональные и иные. К числу основных адаптационных проблем были отнесены незнание языка, личностные качества, трудности при обучении, а одним из основных факторов была названа адаптивность. Исследование показало, что весьма существенная часть студентов-иностранцев обладает высоким показателем неуверенности, эмоциональности, коммуникации, ностальгии и отчуждения, что влияет на проявление адаптивных способностей. Наличие данных факторов было оценено отрицательно, так как существует корреляция между их наличием и успешностью обучения. Как следствие, было предложено создавать условия, снижающие проявление этих компонентов. В частности, было предложено проводить психологические тренинги, примером которого вполне может выступать арт-терапия.
The article presents the results of an empirical study to identify success in adaptability among foreign and Russian students, in which the concept of adaptability is considered as an important property of a person in the modern world. The study was carried out in two stages. At the first stage, the degree of adaptability and maladaptation of the personality in the social sphere was revealed. At the stage of preliminary research, testing was carried out. The blank test 2 Adaptability contained 6 scales: communication, confidence, emotionality, nostalgia, alienation, adaptation (A. I. Krupnova). The respondents were RUDN students from different countries: Asia, Latin America, Africa, Arab countries, the CIS and the Russian Federation. As a result of the study, it was found that the adaptation of students to learning differs between foreign students and Russian students and depends on such factors as national, religious, regional and others. Lack of knowledge of the language, personal qualities, learning difficulties were attributed to the main adaptation problems, and adaptability was named one of the main factors. The study showed that a very significant part of foreign students has a high rate of insecurity, emotionality, communication, nostalgia and alienation, which affects the manifestation of adaptive abilities. The presence of these factors was assessed negatively, since there is a correlation between their presence and the success of training. As a result, it was proposed to create conditions that reduce the manifestation of these components. In particular, it was proposed to conduct psychological trainings, an example of which may well be art therapy.