Эволюция германского колониализма изучается на примере Юго-Западной Африки (территория современной Намибии), также рассматривается современное состояние германо-намибийских отношений в указанной области. Предпринимается попытка ответить на вопрос о готовности Германии признать «моральную ответственность» за геноцид гереро и нама в Намибии в колониальный период. Анализируются этапы становления и развития германского колониализма, оцениваются последствия для современных германо-намибийский отношений. С учётом того, что Германия оказалась страной, которая одной из последних стала метрополией, ей пришлось столкнуться не только с внутренними проблемами, наблюдающимися в колониях, но и с сопротивлением Франции и Великобритании, справедливо претендующих на лидирующие позиции на африканском континенте. Новизной исследования является оценка усилий европейской страны по нивелированию последствий колониального периода. Теоретической базой исследования являются концепции неоколониализма и антиколониализма, приводятся основные сторонники того и другого концептуального направления, даётся анализ их сопряжения во внешнеполитическом курсе современной Германии. На фоне исследования истории германского колониализма и причинно-следственных связей отказа от официального признания геноцида гереро и нама выявляются аргументы, говорящие в пользу антиколониальной или неоколониалистской концепций. Катализатором анализа является культурно-гуманитарная сфера в силу того, что она деидеологизирована и без второстепенных переменных поддаётся оценке. Именно немецкий взгляд на колониальную и антиколониалистскую концепции может помочь найти баланс между диаметрально противоположными, казалось бы, подходами к постколониальному периоду в истории Африки. Делается вывод, что культурно-гуманитарная политика Германии в отношении Юго-Западной Африки и, впоследствии, Намибии является примером размежевания дихотомических противоречий между желанием страны сохранить своё влияние на бывшие колонии и необходимостью помогать некогда порабощённым странам. Интерес представляет также внутриполитический дискурс в Германии, политические партии которой неоднозначно оценивают необходимость оказания культурно-гуманитарной помощи Намибии, а также признания геноцида гереро и нама.
The article is devoted to the study of the evolution of German colonialism on the example of South-West Africa (the territory of modern Namibia), as well as the current state of German-Namibian relations in this area. An attempt is made to answer the question of Germany’s readiness to recognize “moral responsibility” for the genocide of the Herero and Nama in Namibia during the colonial period. The stages of the formation and development of German colonialism are analyzed, the consequences for modern German-Namibian relations are estimated. Taking into account the fact that Germany turned out to be one of the last countries to become a metropolis, it had to face not only the internal problems observed in the colonies, but also the resistance of France and Great Britain, who rightly claim leading positions on the African continent. The novelty of the study is the assessment of the efforts of a European country to neutralize the consequences of the colonial period. The theoretical basis of the research is the concepts of neocolonialism and anti-colonialism, the main supporters of both conceptual directions are given, the analysis of their conjugation in the foreign policy course of modern Germany is given. Against the background of the study of the history of German colonialism and the cause-and-effect relationships of the refusal of official recognition of the Herero and Nama genocide, the arguments in favor of anti-colonial or neocolonialist concepts are revealed. The cultural and humanitarian sphere is the catalyst of the analysis due to the fact that it is de-ideologized and can be evaluated without secondary variables. It is the German view of the colonial and anti-colonial concepts that can help to find a balance between diametrically opposite approaches to the post-colonial period in the history of Africa. The author comes to the conclusion that the cultural and humanitarian policy of Germany in relation to South-West Africa and subsequently Namibia is an example of the dichotomous contradictions between the country's desire to maintain its influence on the former colonies and the need to help the once enslaved countries. Also of interest is the internal political discourse in Germany, whose political parties ambiguously assess the need to provide cultural and humanitarian assistance to Namibia, as well as the recognition of the Herero and Nama genocide.