Цель предлагаемой статьи состоит в описании процессов и механизмов формирования конкурентоспособности университета и его представления в глобальных образовательных рейтингах на примере Рейтинга лучших университетов мира (QS World University Rankings). Рассмотрены две наиболее значимые функции рейтингов мировых университетов - как инструмент оценивания университета и связь рейтингов с государственными программами по поддержке и развитию высшей школы. Данные процессы и их результаты находят отражение в программах развития российских университетов. Актуальность статьи определяется тем, что на современном этапе рейтинги вузов характеризуются сложной структурой элементов оценивания; объективностью, которая достигается участием экспертов разных уровней, в том числе, из академической среды и из числа работодателей. Рейтинг вуза по источникам данных может строиться по двум основаниям: по уже имеющимся сведениям, под которым понимается информация, опубликованная самим вузом; по собранным данным, информация получена методом анкетирования различных профессиональных групп (научно-педагогических сотрудников; студентов; работодателей). Еще одной принципиально важной классификацией оценки уровня вуза становится библиометрическая характеристика и экспертная оценка, которая включает различные аспекты академической репутации. В статье приведена структура типовой модели программы развития, рассмотрены цели, задачи и мероприятия на примере нескольких позиций программы стратегического развития Российского университета дружбы народов. Выводы содержат итоги исследования и утверждение о значимой роли рейтингов как инструмента формирования стратегической программы развития вуза в связи с прямой связью целевых показателей программы развития с критериями оценки вузов рейтингами.
The purpose of the proposed article is to describe the processes and mechanisms of formation of a university competitiveness and its representation in the global educational rankings on the example of QS World University Rankings - Ranking of the best universities in the world. The article considers two most significant functions of world university rankings - a tool for evaluating a university and the connection of rankings with state programs to support and develop higher education. These processes and their results are reflected in the development programs of Russian universities. The article presents the structure of a typical model of the development program, considers the goals, objectives and activities on the example of several positions of the strategic development program of Peoples’ Friendship University of Russia. The conclusions show the results of the study and introduce a statement about the significant role of rankings as a tool for the formation of a strategic program for the development of a university in connection with a direct correlation between the target indicators of the development program and the criteria for evaluating universities by rankings.