Цель исследования заключается в уточнении используемых ключевых понятий в контексте обеспечения социальных прав человека во взаимосвязи с положениями конституций соответствующих стран о «социальном государстве», в настаивании автора на использовании более адекватного понятия «социально ориентированного государства» и обращения внимания на недооценку специалистами внутригосударственного права ключевых положений международной системы защиты прав человека о характере обязательств государств-участников Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (171 государство) по обеспечению на национальном уровне конкретных социальных прав человека. Выводы. Анализ исследований отечественных ученых по вопросу социального государства, опубликованных за последние двадцать лет, показывает внедрение в отечественную правовую науку мнения о прогрессивной модели социального государства западных стран, прежде всего ФРГ, и все меньшее упоминание более прогрессивной модели по охвату и содержанию социальных прав советского государства в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Утверждается, что любое исследование, включая правовое, о выявлении прогрессивной модели социального государства и гарантии социальных прав человека должно быть политически нейтральным, чтобы его результаты были объективными и, следовательно, универсально применимыми.
The purpose of the research is to clarify the key concepts used in the context of ensuring social human rights in conjunction with the provisions of the constitutions of the relevant countries on the “welfare state”, to insist on using a more appropriate concept of “socially oriented state”, and to draw attention to the underestimation of key provisions by domestic law specialists of the international protection of human rights system on the nature of the obligations of the States parties to the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (171 States) to ensure specific social human rights at the national level. Results. The analysis of domestic scientists’ studies on the issue of the welfare State published over the past twenty years shows the implementation in domestic legal science of the opinion about the progressive model of the welfare State of Western countries, primarily Germany, and less and less mention of a more progressive model in terms of coverage and content of the social rights of the Soviet State in accordance with the 1936 Constitution of the USSR. It is argued that any study, including legal, on identifying a progressive model of the welfare State and guaranteeing social human rights should be politically neutral so that its results are objective and, therefore, universally applicable.