Многоликий Феникс:вопросы витальности шаманизма у тюркских народов

В статье предлагается междисциплинарный подход к проблеме шаманизма, аккумулирующий культурологическую, социологическую, философскую и лингвистическую составляющие этого уникального для человеческой цивилизации явления. Под термином шаманизм понимается совокупность различных целительских, мистико-ясновидческих и предсказательских практик шаманов (В.И. Харитонова). В работе анализируется «закат» шаманизма народов Севера и Сибири Российской Федерации, причиной которого явилась утрата привычного образа жизни, традиционных промыслов, языка и, как следствие, концептуальной картины мира. В контексте витальности и упадка шаманизма исследуется практики шаманизма тюрков-горцев - карачаевцев, балкарцев и тюрков-степняков - казахов. Первые сохранили рудименты этого явления в некоторых современных практиках, обрядах, танцах. Шаманизм и тех, и других тюркских народов отличается синкретичностью, «двоеверием», т.е. совмещением языческих, тенгрианских традиций и исламских воззрений. Особо важную роль в казахских практиках играет вера в духов предков - аруақтар. Казахский шаманизм сегодня трансформировался преимущественно в целительские практики, распространенные повсеместно, что свидетельствует о его более высокой витальности по сравнению с карачаевцами и балкарцами. Пытаясь проследить витальность различных этнических шаманистских практик, авторы сделали акцент на первоисточники, а не на их интерпретацию и критику, чтобы читатель мог ознакомиться с достаточно репрезентативным комплексом мнений разных исследователей шаманизма и шаманских практик.

The article proposes an interdisciplinary approach to the problem of shamanism, accumulating cultural, sociological, philosophical and linguistic components of this phenomenon unique to human civilization. The term shamanism refers to a combination of various healing, mystical-clairvoyant and predictive practices of shamans (V.I. Kharitonova). The article analyzes the “decline” of shamanism of the peoples of the North and Siberia of the Russian Federation, the cause of which was the loss of the usual way of life, traditional crafts, language and, as a consequence, the conceptual worldview. In the context of the vitality and decline of shamanism, the practices of shamanism of the Turks-highlanders - Karachais, Balkars and Steppe Turks - Kazakhs are studied. The first preserved the rudiments of this phenomenon in some modern practices, rituals, dances and in everyday life. Shamanism of these Turkic peoples and others is characterized by syncretism, “dual faith”, i.e. the combination of pagan, Tengrian traditions and Islamic views. A particularly important role in Kazakh practices is played by faith in the spirits of ancestors - aruaktar. Kazakh shamanism today has transformed mainly into healing practices that are widespread everywhere, which indicates its higher vitality compared to the Karachay and Balkars. Trying to trace the vitality of various ethnic shamanic practices, the authors focused on the primary sources, rather than on their interpretation and criticism, so that the reader could get acquainted with a fairly representative set of opinions of various researchers of shamanism and shamanic practices.

Авторы
Бахтикиреева У.М. 1 , Темиргазина З.К.2
Журнал
Издательство
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
7-24
Статус
Опубликовано
Том
4
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Павлодарский педагогический университет
Ключевые слова
shamanism; Healing Practices; turks; peoples of the North; Baksi; vitality; karachai; balkars; kazakhs; tuvinians; емшілік тәжірибе; түркілер; солтүстік халықтары; өміршеңдік; қарашайлар; малқарлар; қазақтар; тувалықтар; шаманизм; целительские практики; тюрки; народы Севера; бақсы; витальность; карачаевцы; балкарцы; казахи; тувинцы
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Хайдань Ян
Социально-политические и экономические аспекты развития современного общества: научные теории, российский и международный опыт. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2022. С. 168-169