Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями глобализации мировой экономики, необходимостью динамичного развития научно-технологического сотрудничества Российской Федерации со странами БРИКС. В связи этим, представленная статья посвящена формированию ключевых доминант и векторов реализации механизмов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС. Достижению поставленной в статье цели способствовало решение последовательной цепочки практических задач: от анализа особенностей государственной поддержки отечественных предприятий, а также определения факторов, влияющих реализацию ими инновационных проектов, до обоснования ожидаемых экономических и социальных результатов реализации механизмов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС. В статье отдельно акцентировано внимание на том, что особая роль при реализации исследуемых механизмов отводится инструментам создания, импорта и внедрения результатов научно-технологического сотрудничества. Исходя из этого, страны БРИКС должны разработать систему трансфера технологий и политику развития интеллектуальной собственности, которая будет отвечать потребностям, ресурсам и текущему уровню социально-экономического развития государств. Материалы статьи представляют практическую ценность и могут быть использованы при разработке государственной политики, проектов государственно-частного партнерства, касающихся научно-технологического сотрудничества, так как детализируют целевые ориентиры и векторы реализации механизмов его развития (нормативно-правовых, организационно-экономических, финансово-ресурсных, информационно-методических).
The relevance of the study is due to the current trends in the globalization of the world economy, the need for the dynamic development of scientific and technological cooperation between the Russian Federation and the BRICS countries. In this regard, the presented article is devoted to the formation of key dominants and vectors for the implementation of mechanisms scientific and technological cooperation of the BRICS countries. The achievement of the goal set in the article was facilitated by solving a sequential chain of practical tasks: from analyzing the specifics of state support for domestic enterprises, as well as identifying factors affecting their implementation of innovative projects to substantiating the expected economic and social results of the implementation of scientific and technological cooperation mechanisms of the BRICS countries. The article separately focuses on the fact that a special role in the implementation of the investigated mechanisms is assigned to the tools for creating, importing and implementing the results of scientific and technological cooperation. Based on this, the BRICS countries should develop a technology transfer system and a policy for the development of intellectual property that will meet the needs, resources and the current level of socio-economic development of states. The materials of the article are of practical value and can be used in the development of public policy, public-private partnership projects related to scientific and technological cooperation, since I detail the target guidelines and vectors for the implementation of mechanisms for its development (regulatory, organizational, economic, financial and resource, informational and methodological).