Философские основания социологической теории Э. Дюркгейма

Статья посвящена изучению философского базиса социологической теории Э. Дюркгейма. К нему относятся исходные «метафизические» понятия, такие как «общество», «солидарность», «сакральность» и «природа человека». В статье также рассматривается вопрос о том, какие философские концепции, положения которых используют такого рода понятия, стали фундаментом социологической теории Дюркгейма. Различаются онтологические и гносеологические философские основания - с одной стороны, и вторичные по отношению к ним социально-философские - с другой. В статье рассматривается вопрос о связи теории Дюркгейма с философскими системами Б. Спинозы, И. Канта и Ш. Ренувье. Отмечается, что онтологический пантеизм Спинозы повлиял на концепцию «сакрального» в теории Дюркгейма. Напротив, влияние принципов философии Канта на Дюркгейма нет оснований считать определяющим. Ренувье, хотя и называется порой неокантианцем, создал собственную философскую систему, элементы которой были восприняты Дюркгеймом, особенно при разработке концепта «социальных представлений». Отмечается, что социологический реализм и холизм Дюркгейма противостоят социологическому номинализму, распространенному в британской социальной философии и социологии. Фиксируется концептуальная преемственность системы Дюркгейма с теориями Ш. Монтескье и особенно Ж.Ж. Руссо (идея общества как обожествленного коллективного существа). В системах Монтескье и Руссо природа человека понимается не как исключительно индивидуалистическая и эгоистическая, соответственно в обществе главную роль играет не конкуренция, а кооперация и интеграция. Анализируется французский социализм XIX века, особенно «симонизм», понимаемый как непосредственный идейный предшественник социологии Дюркгейма. Обращается внимание, что в советской литературе сложился искаженный, упрощенный и «демистифицированный» образ французских социалистов позапрошлого столетия (например, П. Леру, сформулировавшего концепцию «солидаризма», которую развил Дюркгейм). Хотя основатель французской социологической школы дистанцировался от «мистицизма» социалистов того времени, он, несомненно, является их идейным наследником.

The article considers the philosophical basis of Durkheim’s sociological theory, which consists of such ‘metaphysical’ concepts as ‘society’, ‘solidarity’, ‘sacredness’ and ‘human nature’. The author also focuses on the philosophical theories based on these concepts, which became the foundations of Durkheim’s sociological theory. There are ontological and epistemological philosophical foundations, on the one hand, and social-philosophical foundations secondary to them - on the other hand. The article raises the question about the connection between Durkheim’s theory and the philosophical systems of Spinoza, Kant and Renouvier. This, Spinoza’s ontological pantheism influenced the concept of ‘sacred’ in Durkheim’s theory. On the contrary, there is no reason to consider the influence of Kant’s philosophy on Durkheim’s ideas decisive. Although sometimes Renouvier is called a neo-Kantian, he developed his own philosophical system, the elements of which were used by Durkheim, especially for the concept of ‘social representations’. The author argues that sociological realism and holism of Durkheim oppose the sociological nominalism common for the British social philosophy and sociology, and believes in the conceptual continuity of Durkheim’s system with the theories of Montesquieu and especially Rousseau (the idea of society as a deified collective being). In the systems of Montesquieu and Rousseau, human nature is understood not as exclusively individualistic and selfish; therefore, in society, the main role is played not by competition, but by cooperation and integration. The article also considers French socialism of the 19th century, especially ‘Simonism’ as a direct ideological predecessor of Durkheim’s sociology. The author argues that Soviet works created a distorted, simplified and ‘demystified’ image of the French socialists of the 19th century (for example, of Leroux’s concept of ‘solidarism’ later developed by Durkheim). Although the founder of the French sociological school distanced himself from the ‘mysticism’ of the socialists of that time, he is undoubtedly their ideological successor.

Авторы
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
9-22
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Durkheim; Rousseau; solidarity; sacredness; collective being; philosophical foundations; pantheism; sociological realism; дюркгейм; Руссо; солидарность; сакральность; коллективное существо; философские основания; пантеизм; социологический реализм
Цитировать
Поделиться

Другие записи