В данной статье исследуется роль лексики русского языка в формировании стереотипов в новостных текстах, использующихся на телевидении. В качестве примера рассматриваются лексические единицы, входящие в материалы Первого канала, освещающие украинский конфликт. Предметом исследования выступают функциональные особенности данных лексем, в частности способность приобретать стереотипные коннотации даже в изолированных позициях. В статье также дана характеристика понятию «стереотип», перечислены его функциональные и содержательные особенности в текстах теленовостей, а также особенности оформления с помощью технических средств выразительности, присущих данному жанру. В работе также доказывается способность средств массовой информации оказывать значительное влияние на массовое сознание, что позволяет формировать в обществе стереотипы. Цель данной научной статьи заключается в исследовании обозначенного явления на примере восприятия отдельных лексем в контексте политических теленовостей и в изолированных позициях. Авторы подтверждают, что слова, часто встречающиеся в текстах СМИ при освещении военных конфликтов, получают устойчивое негативное восприятие и вне данных тем. Ключевым методом данного исследования является опрос аудитории, который проводился авторами более двух недель. Методология и логика опроса была разработана на базе предварительных исследований, которые проводились ранее на протяжении более пяти лет. Данные результаты являются частью исследования, посвященного лексическим особенностям текстов, освещающих военные конфликты в Южной Осетии, Сирии и на Украине, на примере материалов новостных выпусков Первого канала, а также роли СМИ в формировании стереотипного восприятия отдельных слов.
This article examines the role of the Russian vocabulary in the formation of stereotypes in news texts used on television. The study involves the lexical units included in the coverage of the Ukrainian conflict by “Channel One”. The object of the study embraces the functional specific features of these lexemes, in particular, the ability to acquire stereotypical connotations even in isolated positions. The article also characterizes the concept of “stereotype” and enumerates its functional and semantic features in the texts of TV news, as well as the peculiarities of application of the technical means of expressiveness inherent in this genre. The work also proves the ability of the media to have a significant impact on the mass consciousness of the audience, which allows the formation of stereotypes in society. The purpose of this paper is to study this phenomenon on the example of the perception of individual lexemes in the context of political television news and in isolated positions. The authors argue that the words that are often found in media texts covering military conflicts receive a stable negative evaluation even beyond these topics. The key method of this study is the audience survey, which was conducted by the authors for over two weeks. The methodology and logic of the questionnaire was developed on the basis of preliminary studies carried out earlier over a period of more than five years. These results are part of the investigation devoted to the lexical specificity of texts covering the military conflicts in South Ossetia, Syria and Ukraine, on the example of the materials of “Channel One” news releases, as well as the role of mass media in shaping the stereotypical perception of certain words.