От лингводидактики к лингвистике: шкала "степени самостоятельности" как способ устранения и объяснения парадоксов возвратных глаголов в русском языке

Статья является продолжением исследования феномена возвратных глаголов в русском языке, начальные результаты которого были опубликованы ранее. Исследование в целом ставит целью показать, что в процессе преподавания языка выявляются некоторые новые характеристики ряда языковых явлений, которые не являются достаточно изученными. В данной статье предлагается альтернативный метод трактовки глаголов, оформленных при помощи постфикса -ся, основанный на идее градации степени самостоятельности участников процесса, выраженного в том или ином высказывании. Это не только позволяет выявить основную функцию постфикса -ся как лингвистического феномена, но и значительно упростить понимание многообразия сюжетов, созданных с помощью рассматриваемых глаголов, а также облегчить работу с ними в аудитории РКИ.

The article is a continuation of the study of the phenomenon of reflexive verbs in Russian, the initial results of which were published earlier. The study as a whole aims to show that in the process of language teaching, some new characteristics of a number of linguistic phenomena are revealed that are not sufficiently studied. This article proposes an alternative method for the interpretation of verbs, formalized using the postfix -s, based on the idea of gradation of the degree of independence of the participants in the process, expressed in a particular statement. This not only makes it possible to identify the main function of the postfix as a linguistic phenomenon, but also to significantly simplify the understanding of the variety of plots created using the verbs under consideration, as well as to facilitate work with them in the RFL audience.

Авторы
Крашевская Н.В.1 , Басманова А.А. 2
Издательство
Компания КноРус
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
236-242
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
linguistics; russian as foreign language; postfix -sya; alternative version; plot of unit; agent noun; ling.patient; grade of meanings; grade of "self-sufficiency"; лингвистика; рки; постфикс -ся; альтернативная трактовка; сюжет высказывания; агенс; пациенс; формальный субъект; градация смыслов; степень самостоятельности участников
Цитировать
Поделиться

Другие записи