УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И СЛОЖНОСТЬ ИХ ОЦЕНКИ

Исследуя значимые характеристики педагогического творчества, авторы статьи выделили осмысленность и ориентированность. Как и любой процесс, носящий творческий характер, профессиональное творчество учителя или преподавателя может базироваться на логике или интуиции. Деятельность педагога позиционируется как отдельный тип в зависимости от доминирования одного из упомянутых факторов. Например, современный исследователь Г.Г. Горелова, отталкиваясь от позиции Н.В. Кузьминой о существовании двух уровней педагогического творчества, выделяет теоретическое (исследовательское) и практическое (изобретательское) направления. То, чем занимается преподаватель в рамках своих профессиональных обязанностей, может стать педагогической деятельностью творческого типа. При этом ее основные свойства, позволяющие судить о процессе и результате, а также о личности творца, согласуются с базовыми характеристиками творческой деятельности как таковой. Следует отметить, что профессиональное педагогическое творчество обладает и собственной спецификой, которая репрезентируется в его предмете и методах реализации. Аспекты, связанные с разработкой структуры творчества педагога, тоже вызывают активный научный интерес. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделяют две стадии педагогического процесса: проектирование и осуществление. В зависимости от объекта дифференцируются три области: организационно-методическая, социально-коммуникативная и саморазвитие (самовоспитание). Данная классификация благоприятствует более очевидной демонстрации творческой направленности процесса в различных областях и на разных стадиях. В.А. Кан-Калик рассматривает творческую педагогическую деятельность в качестве определенной системы, опирающейся на научный поиск (логику, здравый смысл, знания по преподаваемой дисциплине, психолого-педагогическую компетентность, способность успешно справляться с профессиональными задачами, умение оказывать на студентов значительный учебно-воспитательный эффект) и психическую сферу (психотип и темперамент преподавателя, способность контролировать свое эмоциональное состояние, коммуникативные навыки и умения, интуицию и экспромт, умение извлекать максимальную пользу из творческой составляющей своей личности).

Studying the significant characteristics of pedagogical creativity, the authors of the article highlighted comprehension and orientation. Like any process that is creative, the professional creativity of a teacher or teacher can be based on logic or intuition. The activity of the teacher is positioned as a separate type depending on the dominance of one of the mentioned factors. For example, the modern researcher G.G. Gorelova, based on the position of N.V. Kuzmina about the existence of two levels of pedagogical creativity, identifies theoretical (research) and practical (inventive) directions. What the teacher does within the framework of his professional duties can become a pedagogical activity of the creative type. At the same time, its main properties, which make it possible to judge the process and result, as well as the personality of the creator, are consistent with the basic characteristics of the creative figure as such. It should be noted that professional pedagogical creativity also has its own specifics, which is represented in its subject and methods of implementation. Aspects related to the development of the structure of the teacher's work also cause active scientific interest. V.A. Kan-Kalik and N.D. Nikandrov distinguish two stages of teacher's process: design and implementation. Depending on the object, three areas are differentiated: organizational and methodological, socio-communicative and self-development (self-education). This classification favours a more obvious demonstration of the creative orientation of the process in different fields and at different stages. V.A. Kan-Kalik considers creative pedagogical activity as a certain system based on scientific search (logic, common sense, knowledge of the taught discipline, psychological and pedagogical competence, the ability to successfully cope with professional tasks, the ability to exert a significant educational effect on students) and the mental sphere (psychotype and temperament of the teacher, the ability to control his emotional state, communicative skills and skills, intuition and impromptu, the ability to derive maximum benefit from the creative component of his personality).

Авторы
Углов В.В. 1, 2, 3 , Терентий Л.М.4
Издательство
Индивидуальный предприниматель Клюев Александр Васильевич
Номер выпуска
8
Язык
Русский
Страницы
157-162
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Центр дополнительного образования
  • 2 Институт иностранных языков
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Московская международная академия
Ключевые слова
creativity; pedagogical skills; abilities; educational process; vocational training; творчество; педагогическое мастерство; способности; образовательный процесс; профессиональная подготовка
Цитировать
Поделиться

Другие записи