Авторами статьи исследуется проблема внедрения новых подходов и методов к поиску интегральных психофизиологических характеристик, которые позволили бы определять способность индивида адаптироваться к конкретным условиям образовательной среды. Цель. Выявить особенности психовегетативного обеспечения учебной деятельности студентов в зависимости от включения механизмов вегетативной и нервно-психической регуляции. Материалы и методы. В исследовании (проводилось в два этапа) приняли участие 253 студента 1-4-го курсов биологического факультета Кемеровского государственного университета. Оценивались психофизиологические показатели: вариационная пульсометрия, профиль функциональной асимметрии мозга, свойства нервной системы, психологические и личностные характеристики; повторно изучались показатели вариационной пульсометрии и реактивность на дозированную умственную нагрузку и экзаменационный стресс. По полученным результатам были сформированы и изучались группы, отличающиеся по силе нервных процессов и индексу напряжения. Результаты. Получены данные о взаимосвязи учебной деятельности с психофизиологическими параметрами обучающихся в условиях вуза. В качестве прогностических показателей на первое место выходят сила нервных процессов, реакция сердечно-сосудистой системы и профиль функциональной межполушарной асимметрии мозга. Различия в направленности вегетативных реакций, выявляемых в зависимости от исходного уровня напряжения механизмов вегетативной регуляции, позволяют определить влияние показателей сердечного ритма на стратегию и «цену» адаптационного процесса. Наиболее благоприятное сочетание успешности обучения наблюдается у студентов с преобладанием «правой моторики и левой сенсорики»: хорошая адаптация, высокая концентричность, лучшая сбалансированность вегетативной сферы, устойчивость психики и низкая личностная тревожность. Студенты, имеющие высокий индекс напряжения в покое и худшую успеваемость, характеризуются высокой ситуативной тревожность; у них повышен показатель адекватности процессов регуляции, указывающий на активацию центральных механизмов регуляции сердечного ритма, и значительно снижена психосоциальная адаптация после экзамена. Заключение. Представленные результаты свидетельствуют о том, что для прогностической оценки адаптивных возможностей студентов к учебной деятельности необходимо учитывать психофизиологический потенциал, включающий как специфическую функциональную систему (психоэмоциональная сфера, когнитивная сфера, личностные качества, показатели нейродинамической сферы и профиль функциональной асимметрии мозга), так и неспецифическую функциональную систему (регуляция вегетативных функций в состоянии покоя и при выполнении умственной нагрузки, а также в состоянии экзаменационного стресса, психосоциальная адаптация).
The authors investigate new approaches to the search of integral psychophysiological characteristics that allow determining the ability of an individual to adapt to specific conditions of the educational environment. Aim: The paper aims to assess the psycho-autonomic status of a person involved in educational activities depending on the mechanisms of autonomic and neuropsychological regulation. Materials and methods: 253 students (1-4 year) of the biological faculty of the Kemerovo State University took part in a two-stage study. The following psychophysiological indicators were used for the purpose of the study: variation heart rate monitoring, interhemispheric asymmetry, description of the nervous system, psychological and personal traits; the data obtained as a result of variation heart rate monitoring and measuring response to mental load and stress were examined twice. The data obtained were used for forming groups depending on the strength of nervous processes and stress index. Results: The authors obtained the data on the correlation between educational activities and psychophysiological characteristics in university students. The following indicators are considered as of the best prognostic value: the strength of nervous processes, cardiovascular system response, interhemispheric asymmetry. The differences in response direction were detected depending on the initial stress level and allowed to determine the influence of heart rate on the so-called strategy and price of adaptation. The most favorable qualities for academic success were found in students with a predominance of right motor and left sensory asymmetries: good adaptation, high concentricity, better autonomic balance, mental stability and low personal anxiety. Students with a high stress index at rest and worse academic performance were characterized by high situational anxiety, increased adequacy of regulatory processes responsible for the activation of central heart rate regulation, and significantly reduced psychosocial adaptation after the exam. Conclusion: The results obtained suggest that the assessment of potential academic success in students should take into account psychophysiological potential that consists of both the specific functional system (psycho-emotional sphere, cognitive sphere, personal qualities, neurodynamic sphere and interhemispheric asymmetry) and non-specific functional system (regulation of autonomic functions at rest and under stress, psychosocial adaptation).