Статья посвящена проблеме адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Это направление исследований является относительно новым и недостаточно разработанным. Необходимость дальнейшего изучения данной проблемы не вызывает сомнения, поскольку от успешности прохождения студентами адаптационного периода во многом зависит эффективность их учебной, а будущем и профессиональной деятельности. В ходе исследования авторами использовалась следующие методы исследования: анализ научной литературы, тестирование («Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд), «Тест исследования тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера), «Методика изучения мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Т. Холмса и Р. Раге)). В статье описываются результаты эмпирического исследования динамики психологических показателей адаптации студентов 1-3 курсов. Установлено, что в качестве основных показателей благоприятной адаптации к особенностям учебно-воспитательного процесса в вузе и системе внутри групповых отношений следует рассматривать: высокий уровень адаптивности; низкую дезадаптивность; низкий уровень тревожности; высокий уровень стрессоустойчивости. В исследовании выявлено, что первокурсники отличаются более высоким уровнем тревожности, по сравнению со студентами 2 и 3 курсов. Также для студентов 1 курса характерен более высокий уровень дезадаптации. Первокурсников в большей степени волнует внешняя сторона обучения. Переживание по поводу высоких отметок отражается на уровне тревожности. Повышение уровня тревожности, в свою очередь, негативно сказывается на адаптации. У студентов 2 курса уровень тревожности ниже, чем у студентов 1 курса, но показатели все еще довольно высокие. Уровень дезадаптации также ниже. Для второкурсников более значимо интеллектуальное удовлетворение от получаемых знаний и самой будущей профессии. Внешние показатели уже не так важны. Авторами установлено, что в период обучения с 1 по 3 курс у студентов снижается тревожность. Показатели дезадаптивности плавно снижаются с 1 по 2 курс и резко - со 2 по 3 курс. У студентов повышается адаптивность, возможность сопротивляться стрессу. Для того чтобы период адаптации протекал менее болезненно администрации вузов, психологам, педагогам-кураторам необходимо грамотно подойти к организации психологопедагогического сопровождения студентов. Особое внимание специалистов должно быть направлено на уменьшения негативного влияния стрессовых факторов; развитие у студентов навыков преодоления трудностей и принятия решений; формирование умения устанавливать эффективные межличностные отношения, предотвращать и разрешать конфликты; сплочение членов студенческих коллективов; развитие учебной мотивации, учебных умений студентов и др.
The article is devoted to the problem of students' adaptation to the conditions of education at the university. This line of research is relatively new and underdeveloped. The need for further study of this problem does not raise doubts, since the effectiveness of their educational and future professional activities largely depends on the success of students' passage of the adaptation period. In the course of the study, the authors used the following research methods: analysis of scientific literature, testing ("Methodology for the diagnosis of social and psychological adaptation" (K. Rogers and R. Diamond), "Test for the study of anxiety" (questionnaire Ch.D. Spielberger), "Methodology for studying motives of educational activity" (A.A. Rean, V.A. Yakunin), "Methodology for determining stress resistance and social adaptation" (T. Holmes and R. Rage)). The article describes the results of an empirical study of the dynamics of psychological indicators of adaptation of 1-3 year students. It has been established that the following should be considered as the main indicators of favorable adaptation to the peculiarities of the educational process in the university and the system within group relations: a high level of adaptability; low maladjustment; low level of anxiety; high level of stress resistance. The study revealed that freshmen are characterized by a higher level of anxiety, compared with students of the 2nd and 3rd courses. Also, 1st year students are characterized by a higher level of maladjustment. Freshmen are more concerned with the external side of learning. The worry about high grades is reflected in the level of anxiety. An increase in the level of anxiety, in turn, negatively affects adaptation. 2nd year students have a lower level of anxiety than 1st year students, but the indicators are still quite high. The level of maladjustment is also lower. For sophomores, intellectual satisfaction from the knowledge they acquire and the future profession itself is more significant. External indicators are no longer so important. The authors found that during the period of study from 1 to 3 years of students anxiety decreases. Indicators of maladjustment gradually decrease from 1 to 2 courses and sharply - from 2 to 3rd course. Students have increased adaptability, the ability to resist stress. In order for the period of adaptation to proceed less painfully, the administration of universities, psychologists, pedagogues-curators need to competently approach the organization of psychological and pedagogical support of students. Special attention of specialists should be directed to reducing the negative influence of stress factors; developing students' skills to overcome difficulties and make decisions; formation of the ability to establish effective interpersonal relationships, prevent and resolve conflicts; rallying the members of student groups; development of educational motivation, educational skills of students, etc.