Русский язык как инструмент гуманитарного сотрудничества России и Азербайджана

Вопросы языковой культуры, защиты и развития русского языка как величайшего национального достояния России, с начала XXI столетия занимают все более заметное место в общественном сознании россиян. Об этом свидетельствует целый ряд факторов: от дискуссий, развернувшихся в средствах массовой информации вокруг внесения летом 2020 г. соответствующей поправки в Конституцию РФ, регламентирующей статус русского языка как государствообразующего, до стремления представителей деятелей культуры, науки и образования активно влиять на языковую ситуацию, оберегая русский язык от чуждого и вредного и поддерживая все ценное и полезное в его развитии. Российское правительство и, прежде всего, российская дипломатическая служба не может не учитывать эту тенденцию, поэтому укрепление положения русского языка за рубежом является одним из приоритетных направлений гуманитарной политики России на постсоветском пространстве. Без преувеличения можно сказать, что содействие развитию русского языка за пределами нашей страны становится одной из приоритетных задач МИД России и его загранучреждений. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в начале второго десятилетия XXI в. в положении русского языка в ряде стран и регионов обозначились тревожные тенденции. В свете этого защита русского языка превращается в концептуальный компонент отстаивания национальных интересов России в целом. В рамках настоящего исследования автор рассмотрит русский язык в качестве инструмента гуманитарного сотрудничества, лежащего в основе «мягкой силы» России в постсоветском регионе и в ближнем зарубежье в принципе.

Since early XXI-st century, issues of linguistic culture, protection and development of the Russian language as the greatest national treasure of Russia have taken an increasingly prominent place in the public consciousness of Russians. This is evidenced by a number of factors: from the discussions that unfolded in the media around the introduction in the summer of 2020 of an appropriate amendment to the Constitution of the Russian Federation, regulating the status of the Russian language as a state-forming language, to the desire of representatives of cultural, scientific and educational workers to actively influence the language situation, protecting the Russian language from the alien and harmful and supporting everything that is valuable and useful in its development. The Russian government and, first, the Russian Foreign Ministry cannot stand apart from this trend, therefore strengthening the position of the Russian language abroad is one of the priority directions of Russia's humanitarian policy in the post-Soviet space. It is no exaggeration to say that promoting the development of the Russian language outside our country is becoming one of the priority tasks of the Russian Foreign Ministry and its foreign missions. This is due, first of all, to the fact that at the beginning of the second decade of the XXI century. Alarming trends have emerged in the position of the Russian language in a number of countries and regions. In light of this, the defense of the Russian language turns into a conceptual component of upholding the national interests of Russia as a whole. Within the framework of this study, the author will consider the Russian language as an instrument of humanitarian cooperation that underlies Russia's “soft power” in the post-Soviet region and in the near abroad in principle.

Авторы
Издательство
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
150-163
Статус
Опубликовано
Том
4
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian language; russia; azerbaijan; "soft power"; politics; cooperation; protection; русский язык; россия; азербайджан; "мягкая сила"; политика; сотрудничество; защита
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/82223/
Поделиться

Другие записи