В статье проводится исследование влияния созданных в условиях сетевой экономики в ее новой конфигурации “центр-периферия” цифровых платформ (маркетплейсов) на потребительские рынки и положения конкурентного права применительно к цифровым рынкам с привлечением опыта зарубежных стран (Германия, страны Азии, Латинской Америки и др.) и интеграционных объединений (Европейский Союз), в том числе с позиции новой правоприменительной (судебной) практики, исходя из того, что его знание позволяло и позволяет успешней решать насущные проблемы правового регулирования в нашей стране. Внимание уделяется таким аспектам деятельности цифровых платформ (Amazon, Apple, Facebook, Google и др.), как зависимость их рыночной силы (влияния, мощи) от сетевых эффектов, связанных с использованием данных пользователей, поддерживаемая такими рыночными практиками, как вертикальная интеграция и слияния предприятий, способные приводить к снижению рыночной конкуренции. В статье оценивается степень готовности государств и их объединений к функционированию в условиях деятельности цифровых платформ. Актуальность, теоретическая и практическая значимость такого исследования обусловлены появлением новых инструментов конкурентной борьбы (цифровых платформ) которые способны влиять на конкуренцию. Авторские результаты в числе прочего представлены в идее о том, что благодаря «сетевому эффекту» цифровые платформы обладают неисчерпаемым списком возможностей для приобретения доминирующего положения на рынке и злоупотребления им. В их числе и формирование целевых групп потребителей таргетированной рекламы и целевой реализации своих услуг; и установление персонализированных цен на основе определения готовности и предела индивидуальной оплаты; и использование данных о продукции продавцов на их платформе для получения преимуществ при продаже своей продукции, и др.
This article examines the impact of digital platforms (marketplaces) created in the conditions of network economy in its new “center-periphery” configuration upon the consumer markets and provisions of competition law applicable to digital markets, using the experience of foreign countries (Germany, Asia, Latin America, etc.) and integration associations (the European Union), including from the perspective of new law enforcement (judicial) practice, based on the fact that its knowledge allows successful resolution of the essential problems of legal regulation in the Russian Federation. Attention is given to such aspects of the activity of digital platforms (Amazon, Apple, Facebook, Google etc.), as the dependence of their market influence on the network effects associated with utilization of the user data, supported by market practices, such as vertical integration and amalgamation of companies that are capable of reducing market competition. Assessment is given to the degree of readiness of the countries and their associations to operate in the conditions of digital platforms. The relevance, theoretical and practical importance of this research are substantiated by the emergence of new competitive practices (digital platforms) that can influence the competition. The author concludes that due to the “network effect”, digital platforms have an inexhaustible range of capabilities for acquisition of the dominant position on the market and its abuse. These include the formation of consumer groups of targeted advertising and sales of their services; as well as setting personalized prices based on determination of the readiness and limit of individual payment; and usage of data on the products of vendors on their platform to score an advantage in selling their products, etc.