ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Цель. В обзоре приводится анализ и обобщение основных направлений исследований по изучению сферы фармацевтических услуг и их характеристике, определению основных тенденций развития.Материалы и методы. Для проведения анализа авторами использован информационный массив, сформированный на базе научных публикаций российских и зарубежных ученых, посвященных исследованиям в области предоставления фармацевтических услуг (ФУ). Поиск публикаций осуществлялся среди открытых и доступных источников последних двадцати лет (период ретроспекции 2001-2021 гг.), размещенных в научно-технических библиотеках учреждений, а также в электронных базах данных: Elibrary, Medline/PubMed, Cochrane Library, Scopus, Киберленинка, Google-академия, J-stage. При формировании информационного массива поиск публикаций осуществлялся по запросам: фармацевтические услуги (pharmaceutical services, pharmaceutical care services), предоставление фармацевтических услуг, качество фармацевтических услуг. Для построения концептуальной основы исследования мы использовали 87 научных публикаций, полученных в результате информационного поиска.Результаты. В ходе исследования проведен логический и структурный анализ основных направлений, по которым развиваются исследования в области предоставления ФУ в нашей стране. Охарактеризованы основные тенденции изучения деятельности по предоставлению услуг в сфере оборота лекарственных средств. Проведен комплексный анализ категории «фармацевтическая услуга», в том числе раскрыто терминологическое содержание данного понятия, обобщены группы признаков, характеризующих экономическую и социальную сущность ФУ, выявлены наиболее характерные особенности, составляющие структуру и содержание ФУ. Авторами проведен анализ существующих подходов к разработке номенклатуры и видов ФУ, предложена систематизация фармацевтических работ и услуг с использованием процессного подхода.Заключение. Проведенное исследование свидетельствует о наличии нескольких направлений развития исследований в области предоставления ФУ, направленных на повышение качества обслуживания населения в фармацевтических организациях. Однако, наиболее важная роль в исследованиях отводится вопросам изучения и оценки качества ФУ, разработке подходов к его оптимизации. Как свидетельствуют результаты проведенного анализа и обобщения, наиболее успешная деятельность по предоставлению услуг в сфере оборота лекарственных средств требует реализации процессного подхода и внедрения систем менеджмента качества (СМК).

The aim of the review is to provide an analysis and generalization of the main directions of research in the sphere of pharmaceutical services, and their characteristics associated with the determination of their main development trends.Materials and methods. For the analysis, the information store on the basis of scientific publications by Russian and foreign scientists, devoted to research in the field of pharmaceutical services (PSs), has been used. The search for publications was carried out in the open and accessible sources of the latest twenty years (the retrospective period of 2001-2021), located in scientific and technical libraries of institutions, as well as in electronic databases: Elibrary, Medline / PubMed, Cochrane Library, Scopus, Cyberleninka, Google-academy, J-stage. When forming the information array, the search for publications was carried out according to the following requests: pharmaceutical services (pharmaceutical care services), the provision of pharmaceutical services, the quality of pharmaceutical services. For the conceptualization of the study, 87 scientific publications obtained as a result of information retrieval, have been used.Results. In the course of the study, a logical and structural analysis of the main directions in which research in the field of providing PSs in our country is developing, has been carried out. The main trends in the study of the providing services' activity in the sphere of drug circulation, are characterized. A comprehensive analysis of the category of "pharmaceutical service" has been carried out. The terminological content of this concept, the groups of features characterizing the economic and social essence of educational institutions have been generalized, and the most characteristic features that make up the structure and content of educational institutions, have been identified. The existing approaches to the development of the nomenclature and types of PSs have been analyzed and the systematization of pharmaceutical works and services using the process approach, have been proposed by the authors.Conclusion. The conducted study indicates the presence of several directions in the development of research in the field of providing PSs, aimed at improving the quality of services for the population in pharmaceutical organizations. However, the most important role in the research is assigned to the study and assessment of the quality of educational institutions, the development of approaches to its optimization. As evidenced by the results of the analysis and generalization, the most successful activity in the provision of services in the field of drug circulation requires the implementation of a process approach and the implementation of Quality Management Systems (QMSs).

Авторы
Клименкова А.А.1 , Геллер Л.Н.1 , Скрипко А.А.1 , Гравченко Л.А.1 , Коржавых Э.А. 2
Издательство
Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
32-53
Статус
Опубликовано
Том
9
Год
2021
Организации
  • 1 Иркутский государственный медицинский университет
  • 2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
literature review; pharmaceutical aid; pharmaceutical service; quality of pharmaceutical services; pharmacy organization; pharmaceutical retailer; обзор литературы; фармацевтическая помощь; фармацевтическая услуга; качество фармацевтических услуг; аптечная организация; субъект розничной торговли фармацевтическими товарами
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Краснюк И.И., Нарышкин С.Р., Краснюк И.И., Беляцкая А.В., Степанова О.И., Бобров И.С., Янкова В.Г., Рау Д.В., Воробьев А.Н.
Фармация и фармакология. Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Том 9. 2021. С. 195-204