Частный случай необычайно выросшего за последнее время числа научных статей, отражающих с разных теоретических, политических, исторических и даже идейных позиций и разных научных подходов тему национального образования, обращения многих авторов в редакции журналов, тиражируемых издательством «Наука сегодня», - веское и объяснимое основание к тому, чтобы в полемической форме обсудить этот феномен. Обсудить и привлечь внимание к степени и уровню анализа этой злободневной и важной темы. И по существующей традиции представить в форме развернутого эссе, так что же собой сегодня представляет сфера национальных систем образования как социально-политическая, историческая и научная проблема, что наукой сделано, чтобы раскрыть и понять смыслы этого процесса, и что предстоит еще сделать, в каком направлении вести научный поиск. Результатом нашего анализа стал обобщающий вывод, суть которого, в том, что системы национального образования в общественном и профессиональном восприятии все увереннее обретают, во-первых, силу морального фактора превосходства и преимуществ страны, ее политического и социально-экономического режима. Во-вторых, обретение такой силы и влияния для систем образования подпитывается, артикулируется и оформляется государственной образовательной политикой. Государственная образовательная политика берет верх над другими типами и формами политики. Это диалектично противоречивая форма поддержки и контроля за системами образования. В-третьих, та государственная образовательная политики более качественна и эффективна, которая обеспечивается лучшими практиками исторического опыта в сочетании с новаторским отношением к тенденциям глобального порядка в развитии образования.
A special case of an unusually large number of scientific articles that reflect the topic of national education from different theoretical, political, historical and even ideological positions and different scientific approaches, the appeals of many authors to the editorial offices of journals replicated by the publishing house «Nauka Segodnya» is a strong and understandable reason to discuss this phenomenon in a polemical form. Discuss and draw attention to the degree and level of analysis of this topical and important topic. And according to the existing tradition, to present in the form of a detailed essay, so what is the sphere of national education systems today as a socio-political, historical and scientific problem, what has been done by science to reveal and understand the meanings of this process, and what remains to be done, in which direction to conduct a scientific search. The result of our analysis was a generalizing conclusion, the essence of which is that the national education system in the public and professional perception is increasingly gaining, firstly, the strength of the moral factor of the superiority and advantages of the country, its political and socio-economic regime. Secondly, the acquisition of such power and influence for education systems is fueled, articulated and formalized by the state educational policy. State educational policy takes precedence over other types and forms of policy. This is a dialectically contradictory form of support and control over education systems. Third, the state educational policy is more qualitative and effective, which is provided by the best practices of historical experience combined with an innovative attitude to the trends of the global order in the development of education