В настоящей статье представлено описание специфики освоения географического и культурного пространства Египта в поэзии Серебряного века в период, когда зародился «русский» поэтический Египет как система лейтмотивов, образов-топосов и специфического лексикона. Отмечается, что в современном литературоведении, в осмыслении геопоэтики регионального текста, наиболее полно исследованы произведения, посвященные европейскому континенту, в частности геопоэтические региональные модели русской литературы. Актуальность исследования видится в необходимости осмысления и анализа геопоэтики Египта и шире Африки как сакрального геокультурного пространства. Анализируются текстовые фрагменты поэтических произведений К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Бунина, Н. Гумилева, В. Хлебникова, репрезентирующие устойчивые геопространственные образы и символы Египта. Авторы приходят к выводу о том, что в поэзии Серебряного века происходит сочетание геокультурных образов и символов с мифологическими мотивами, что придает топосу Египта геософское значение. Проанализированный материал позволил представить обобщенную художественную структуру геопоэтического представления о Египте в поэтике Серебряного века и выделить пространственные геокультурные доминанты: Нил, Африка, пустыня, Сфинкс, египетские герои как образы-топосы, арабский Восток.
The specificity of the development of the geographical and cultural space of Egypt in the poetry of the Silver Age at the time when the “Russian” poetic Egypt was born as a system of leitmotifs, imagestopos and a specific lexicon is described. It is noted that in modern literary criticism, in comprehending the geopoetics of a regional text, works devoted to the European continent, in particular, geopoetic regional models of Russian literature, have been most fully investigated. The relevance of the study is seen in the need to comprehend and analyze the geopoetics of Egypt and, more broadly, Africa as a sacred geocultural space. The textual fragments of poetic works by K. Balmont, V. Bryusov, I. Bunin, N. Gumilyov, V. Khlebnikov, representing stable geospatial images and symbols of Egypt, are analyzed. The authors come to the conclusion that the poetry of the Silver Age combines geocultural images and symbols with mythological motives, which gives the topos of Egypt a geosophical meaning. The analyzed material made it possible to show the generalized artistic structure of the geopoetic representation of Egypt in the poetics of the Silver Age and to highlight the spatial geocultural dominants: the Nile, Africa, the desert, the Sphinx, Egyptian heroes as images-topos, the Arab East.