К вопросу о некоторых технических средствах пропаганды в годы Первой мировой войны

В статье рассматриваются технические средства пропаганды в годы Первой мировой войны. Уделено внимание французскому, немецкому, британскому и американскому опыту в деле доставки пропагандистской литературы на территорию неприятеля. В качестве источников была использована специализированная литература по истории военной пропаганды в годы Первой мировой войны. В методологическом плане применялись принципы объективности и системности: первый - позволил беспристрастно рассмотреть источники по теме исследования, второй - дал возможность проанализировать технические средства доставки пропагандистской литературы разных стран-участниц конфликта. Подводя итоги, авторы приходят к выводу, что в период Первой мировой войны пропагандисты противоборствующих сторон сделали ставку на то, чтобы листовки вызывали минимальное отторжение у противника. С этой целью пропагандисты отказались от доставки листовок при помощи артиллерийских боеприпасов (так как артиллерийский обстрел оказывал негативное психологическое воздействие на противника) и после нескольких альтернативных попыток (разбрасывания листовок при попутном ветре с наблюдательного привязного воздушного шара, а также воздушного змея) остановили свой выбор на специально сконструированном беспилотном воздушном шаре, радиус действия которого при попутном ветре мог достигать 200 километров в глубь территории противника. Такой радиус действия был вполне достаточен для психологического воздействия не только на укрепрайоны фронтовой полосы, но и находящиеся в тылу концентрационные лагеря и население.

The article discusses the technical means of propaganda during the First World War. The attention is paid to the French, German, British and American experience in delivering propaganda literature to the enemy's territory. There was used as sources the specialized literature on the history of military propaganda during the First World War. In methodological terms, the principles of objectivity and consistency were applied: the first allowed us to impartially consider the sources on the research topic, the second made it possible to analyze the technical means of delivering propaganda literature from different countries participating in the conflict. Summing up, the authors come to the conclusion that during the First World War, the propagandists of the opposing sides relied on the fact that the leaflets caused minimal rejection from the enemy. To this end, the propagandists refused to deliver leaflets using artillery ammunition (since artillery shelling had a negative psychological effect on the enemy) and after several alternative attempts (scattering leaflets with a tailwind from an observation tethered balloon, as well as a kite), they opted for a specially designed unmanned balloon, the range of which could reach 200 kilometers deep into enemy territory with a tailwind. Such a range of action was quite sufficient for psychological impact not only on the fortified areas of the front line, but also the concentration camps and the population located in the rear.

Авторы
Магсумов Т.А.1, 2, 3 , Зульфугарзаде Т.Э.4 , Колотков М.Б.5 , Зинковский С.Б. 6
Журнал
Издательство
Cherkas Global University
Номер выпуска
16
Язык
Русский
Страницы
1527-1532
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Черкас глобальный университет (Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований)
  • 2 Волгоградский государственный университет
  • 3 Набережночелнинский государственный педагогический университет
  • 4 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • 5 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • 6 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
world War I; propaganda; technical means; experience; opposing sides; leaflets; первая мировая война; пропаганда; технические средства; опыт; противоборствующие стороны; листовки
Цитировать
Поделиться

Другие записи