В статье дан обзор психолого-педагогических и социологических исследований различных аспектов отношения к использованию цифровых образовательных технологий (ЦОТ) у студентов российских и зарубежных вузов, проведенных до и после начала пандемии COVID-19 и, соответственно, резкого и одномоментного перехода на дистантные формы обучения. Представлены и проанализированы результаты исследования, проведенного авторами в трех крупных московских университетах (РУДН, МИСиС, РНИМУ им.Пирогова): до начала пандемии (в феврале - начале марта 2020 г.) и через 2-2,5 месяца обучения в дистантном режиме (в конце мая-начале июня 2020 г.). В первой части исследования приняли участие 173 (61% - девушки), во второй - 143 (69% - девушки) студента. Для определения отношения студентов к ЦОТ использовался авторский опросник, который включает 4 шкалы: 1) «Общая вовлеченность в использование цифровых образовательных технологий»; 2) «Вовлеченность в цифровое пространство»; 3) «Использование цифровых технологий в образовании»; 4) «Цифровая компетентность». Во второй части исследования в опросник были добавлены пять дополнительных вопросов для выявления динамики отношения к ЦОТ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что после начала пандемии ожидаемо увеличилась вовлеченность студентов в цифровое пространство и в использование ЦОТ; студенты, в целом, положительно оценивают полученный весной 2020 г. опыт электронного обучения; в качестве преимуществ ЦОТ называют комфорт, экономию времени, доступность, в качестве проблем - технические и технологические трудности, психологические проблемы с мотивацией и самоорганизацией. Наиболее выраженный положительный сдвиг в отношении ЦОТ выявлен у студентов медицинского профиля, которые до начала пандемии и перехода на дистант относились к ним более сдержанно, чем студенты психологического и естественно-научного направлений. Перспективы исследования связаны с разработкой рекомендаций для студентов и преподавателей вузов для оптимизации внедрения ЦОТ в учебный процесс с учетом выявленных психолого-педагогических факторов.
The article includes a brief overview of psychological, pedagogical and sociological studies on various aspects of attitudes towards the digital educational technologies (DET) among students of Russian and international universities, conducted before and after the onset of the COVID-19 pandemic and, accordingly, a sharp and one-step transition to education in remote format. The authors present and analyze results of their research carried out before (in February - early March 2020) and after (late May - early June 2020) the start of the pandemic at three large Moscow universities (RUDN University, National University of Science and Technology MISiS, and Pirogov Russian National Research Medical University). The first part of the study involved 173 (61% - girls) students, the second - 143 (69% - girls) students. To diagnose university students’ attitudes towards DET, the authors’ questionnaire was used. The questionnaire includes 4 scales: (1) "General involvement in the use of DET" scale; (2) "Involvement in the digital space" scale; (3) "The use of digital technologies in education" scale, and (4) "Digital competence" scale. Also 5 additional questions were added to the questionnaire to identify the dynamics of attitudes towards DET in the second part of the study. The findings of the research showed that: (1) there was an increase of university students’ involvement in the digital environment and in the use of DET after the start of pandemic; (2) students, in general, positively assess the e-learning experience gained in spring 2020; (3) they consider comfort, time saving, affordability as advantages of DET, and they list technical and technological difficulties, psychological problems with motivation and self-organization as DET disadvantages. Medical students showed the most pronounced positive shift in attitudes towards DET, while before the pandemic and the transition to the remote education, they treated DET with more restraint than students of the psychological and natural sciences. Research prospects are associated with the development of recommendations for university students and teachers for optimization of the DET implementation in the educational process, taking into account the revealed psychological and pedagogical factors.