ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

В статье рассматриваются особенности проявлений самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. Исследование проводилось в ситуации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Авторы статьи предположили, что самооценка и уверенность в себе являются базовыми качествами личности профессионала, которые необходимы для самореализации в экстремальных ситуациях. Кроме того, была выдвинута гипотеза, что проявления эмоционального выгорания имею различия у учителей начальной и средней школы, обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Выборка респондентов составила 120 педагогов со стажем работы 5-20 лет (60 педагогов начальной школы и 60 педагогов средней школы), работающих в Москве и Московской области. В качестве методик были использованы: 1) методика диагностики эмоционального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 2) методика самооценки личности О.И. Моткова (модификация методики Б.А. Сосновского.); 3) тест уверенности в себе (В.Г. Ромек). В результате получены значимые различия в проявлениях выгорания у педагогов начальной и средней школы. Кроме того, были выявлены связи уровня выгорания с уровнем самооценки и особенностями уверенности педагогов. В содержании статьи сформулирован ряд рекомендаций по профилактике выгорания в период дистанционного обучения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

The article examines the features of manifestations of self-esteem, self-confidence and emotional burnout in primary and secondary school teachers. The study was conducted in a distance learning situation during the COVID-19 pandemic. The authors of the article suggested that self-esteem and self-confidence are the basic qualities of a professional's personality, which are necessary for self-realization in extreme situations. In addition, it was hypothesized that the manifestations of emotional burnout differ among primary and secondary school teachers, due to the characteristics of their professional activities. The sample of respondents consisted of 120 teachers with 5-20 years of experience (60 primary school teachers and 60 secondary school teachers) working in Moscow and the Moscow region. The following methods were used: 1) the method of diagnosing emotional burnout (MBI) by K. Maslach and S. Jackson as adapted by N.Ye. Vodopyanova; 2) the method of self-assessment of the personality of O.I. Motkov (modification of B.A.Sosnovsky's methodology.); 3) test of self-confidence (V.G. Romek). As a result, significant differences were obtained in the manifestations of burnout among primary and secondary school teachers. In addition, there were identified links between the level of burnout and the level of self-esteem and the characteristics of teachers' confidence. The content of the article formulates a number of recommendations for the prevention of burnout during distance learning and the introduction of digital technologies in the educational process.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Объединенная редакция
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
173-179
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
burnout; self-esteem; self-confidence; primary and secondary school teachers; выгорание; самооценка; уверенность в себе; педагоги начальной и средней школы
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80736/
Поделиться

Другие записи

Боброва О.П., Зырянов С.К., Шнайдер Н.А., Петрова М.М.
Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. Том 14. 2021. С. 281-290