Цель: анализ приобретения и месячных затрат пациентов на современные фиксированные антигипертензивные комбинации в трех регионах Дальневосточного федерального округа.Материал и методы. Проведен внутригрупповой анализ розничной реализации антигипертензивных лекарственных препаратов за 2019 г. в аптечных организациях Хабаровского края, Сахалинской области, Амурской области (n=100). Выполнен расчет месячной стоимости терапии, суммарных показателей продаж. Применены дисперсионный анализ, коэффициент корреляции Спирмена, критерий Краскела-Уоллиса.Результаты. Максимальным спросом среди сочетаний -адреноблокаторов в ценовом диапазоне 100-500 руб. пользуются комбинации: атенолол+хорталидон и бисопролол+амлодипин. В группе комбинаций ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента с диуретиками / блокаторами кальциевых каналов наиболее часто приобретались: периндоприл/рамиприл+индапамид/амлодипин, эналаприл+гидрохлоротиазид - в ценовом сегменте 500-1000 руб. Предпочтения при применении сочетаний блокаторов рецепторов ангиотензин+диуретик / антагонист кальция: валсартан+амлодипин с месячной стоимостью терапии 300-500 руб., лозартан+гидрохлоротазид - 100-500 руб., азилсартан+хлорталидон - 500-1000 руб. Самыми востребованными трехкомпонентными препаратами являлись: валсартан+амлодипин+гидрохлоротиазид, периндоприл+амлодипин+индапамид с месячной стоимостью курса терапии свыше 500 руб. Различия в структуре приобретения между регионами статистически достоверны.Заключение. Доля реализации комбинированных антигипертензивных препаратов остается незначительной. Основными критериями выбора внутри международного непатентованного наименования являются ценовая доступность и доверие к конкретному бренду. Наличие достоверной корреляции структуры приобретения с субъектом доказывает влияние региональных предпочтений специалистов при назначении лекарственных средств.
Objective: analyzing the acquisition and monthly costs for patients on modern fixed-dose antihypertensive combinations in three regions of the Far Eastern Federal District.Material and methods. Intra-group analysis of retail of antihypertensive drugs for 2019 in drugstores of the Khabarovsk Region, Sakhalin Region, Amur Region (n=100) was carried out. The calculation of the monthly cost of therapy was performed and total sales indicators were identified. Statistical analysis: dispersion analysis, Spearman's rank correlation coefficient, Kruskal-Wallis test.Results. The maximum demand in patients among combinations of -blockers in the price range of 100-500 rubles: atenolol+chlortalidone; bisoprolol+amlodipine. In the grope of combinations of angiotensin-converting enzyme inhibitors with diuretics/calcium channel blockers, the most often acquired were: perindopril/ramipril+indapamide/amlodipine, enalapril+hydrochlorothiazide - in the price segment of 500-1000 rubles. Preferences for the use of combinations of angiotensin II receptor blockers+diuretic/calcium channel blockers: valsartan+amlodipine with a monthly cost of therapy of 300-500 rubles; losartan+hydrochlorothiazide - 100-500 rubles and azilsartan+chlortalidonee - 500-1000 rubles. The most popular three-component drugs were valsartan+amlodipine+hydrochlorothiazide, perindopril+amlodipine+indapamide with a monthly cost over 500 rubles. Differences in the acquisition structure of fixed-dose antihypertensive combinations between regions were statistically significant.Conclusion. The share of sales of combined antihypertensive drugs remains insignificant. The main selection criteria within an international nonproprietary name are affordability or trust in a brand. The presence of a reliable correlation of the acquisition structure with the region proves the influence of regional preferences of specialists in drug prescribing.