Лингвоинформационная подготовка будущего учителя иностранного языка

В условиях становления постнеклассической научно- образовательной парадигмы в ХХI в. существенно меняется социальный и дидактический статус иностранного языка. В такой трактовке очевидна необходимость более тщательного изучения коммуникативных процессов, в том числе специфики межкультурной коммуникации вообще и в сфере обучения иностранным языкам в частности. Соответственно, возникают новые требования к учителю иностранного языка и системе его подготовки в вузе. Направления поисков в сфере подготовки будущего учителя иностранного языка определяются особенностями новой парадигмы общественных отношений, которые зафиксированы в задачах модернизации системы российского образования в целом и высшего иноязычного образования в частности. Основные направления государственной политики в области модернизации иноязычного образования нашли отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., Национальном проекте «Образование». В современных условиях научное рассмотрение процессов модернизации образования не может происходить изолированно от информационного пространства как неотъемлемой части современной социально-культурной жизнедеятельности человека. Новые условия жизнедеятельности, становление которых в значительной степени вызвано распространением COVID-19, усилили вектор рассмотрения информатизации не только как технико-технологического феномена, но и как явления современной культуры. Применяя философское понимание процессов информатизации современного общества к образовательным системам, исследователи рассматривают их как процесс формирования качественных изменений в составляющих систему компонентах, вследствие которых она приобретает новые характеристики и свойства информационного пространства, в совокупности обусловливающие новый результат - повышение качества образования. При этом отмечается, что именно междисциплинарный, интегративный характер таких изменений обусловливает устойчивость и стабильность образовательной системы, получение гарантированного качественного результата. Междисциплинарность и интегративность процессов информатизации подготовки современного учителя иностранного языка нашли отражение в новых требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к его результатам - овладение совокупностью компетенций, характеризующих компетентность учителя иностранного языка. В такой риторике компетентность учителя иностранного языка представляет собой методологический базис междисциплинарной интеграции подготовки студента в процессе обучения в вузе в условиях информатизации. Анализ публикаций, раскрывающих вопросы содержания и качества подготовки учителя иностранного языка, свидетельствует о том, что его профессиональная компетентность в информационном пространстве, главным образом, определяется интегративным характером лингвистической и информационной подготовки в процессе формирования компетентности учителя иностранного языка в соответствии с социальной ролью и задачами дальнейшей деятельности - осуществление процесса иноязычного образования. Опираясь на положение системного подхода о том, что объект исследования рассматривается как система, под которой следует понимать взаимосвязанное единство отдельных элементов, образующее новое качество, которому присущи специфические свойства, считаем необходимым обозначить интегративные процессы формирования компетенций будущего учителя иностранного языка в условиях информатизации как «лингвоинформационная подготовка». Обеспечение интегративной лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка с позиций методологии преподавания иностранных языков требует разработки соответствующей системы обучения иностранному языку и методики его преподавания, ориентированной на междисциплинарное интегративное формирование компетенций в лингвоинформационном контексте подготовки будущего учителя иностранного языка. Показателем качества подготовки будущего учителя иностранного языка становится некий ресурс его личности, обеспечивающий возможность его полноценного участия в межкультурной коммуникации в сфере иноязычного образования. Согласно этой тенденции, современный процесс лингвоинформационной подготовки в вузе, с одной стороны, ориентирует студентов на обширное коммуникативное взаимодействие в лингвоинформационном контексте. С другой стороны, обширная теоретическая база рассмотрения понятия межкультурной коммуникации в методике преподавания иностранного языка позволяет определить лингвоинформационный контекст межкультурной коммуникации как ведущий фактор лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка и системообразующую идею во взаимосвязанном обучении студентов иностранному языку и методике его преподавания в контексте информатизации. Статья посвящена рассмотрению проблемы лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка, анализу лингводидактического потенциала соответствующего контекста межкультурной коммуникации, определению понятия, инвариантной и вариативной структуры и механизмов лингвоинформационного развития будущего учителя иностранного языка. Описаны содержание и результаты опытно-экспериментального исследования лингвоинформационной подготовки будущих учителей иностранного языка.

In the context of the formation of post-non-classical scientific and educational paradigm in the 21st century, the social and didactic status of a foreign language is changing significantly. In such an interpretation, the need for a more thorough study of communicative processes is obvious, including the specifics of intercultural communication in general and in the field of teaching foreign languages. Accordingly, new requirements arise for the teacher of a foreign language and the system of their training at the university. The directions of research in the field of training a future teacher of a foreign language are determined by the peculiarities of the new paradigm of public relations, which are fixed in the tasks of modernizing the Russian education system in general and higher foreign language education in particular. The main directions of state policy in the field of modernization of foreign language education are reflected in the National Doctrine of Education of the Russian Federation until 2025, the National Project “Education”. In modern conditions, the scientific consideration of the processes of modernization of education cannot take place in isolation from the information environment as an integral part of the modern socio-cultural life of a person. The new living conditions, the formation of which is largely caused by the spread of COVID-19, have significantly strengthened the vector of considering informatization not only as a technical and technological phenomenon, but also as a phenomenon of modern culture. Applying a philosophical understanding of the processes of informatization of modern society to educational systems, researchers consider them as a process of forming qualitative changes in the components of the system, as a result of which it acquires new characteristics and properties of the information environment, which together determine a new result - an increase in the quality of education. At the same time, it is noted that it is the interdisciplinary, integrative nature of such changes that determines the stability of the educational system, obtaining a guaranteed high-quality result. The interdisciplinarity and integrativeness of the processes of informatization of the training of a modern foreign language teacher is reflected in the new requirements of federal state educational standards of higher education for its results - mastering a set of competencies that characterize the competence of a foreign language teacher. In this rhetoric, the competence of a foreign language teacher is a methodological basis for the interdisciplinary integration of student training in the process of studying at a university in the context of informatization. An analysis of publications that reveal the content and quality of training of a foreign language teacher indicates that his professional competence in the information space is mainly determined by the integrative nature of linguistic and informational training in the process of forming the competence of a foreign language teacher in accordance with the social role and tasks of further activities - the implementation of the process of foreign language education. Based on the position of the systematic approach, that the object of research is considered as a system, by which one should understand the interconnected unity of individual elements, forming a new quality, which has specific properties, we consider it necessary in this article to outline the integrative processes of forming the competences of a future teacher of a foreign language and informatization of such training as “linguo-informational training”. Ensuring the integrative linguo-informational training of a future foreign language teacher from the standpoint of the methodology of foreign languages education requires the development of an appropriate system of teaching a foreign language, focused on the interdisciplinary integrative formation of competencies in the linguo-informational context of training a future teacher of a foreign language. An indicator of the quality of preparation of a future teacher of a foreign language is a certain resource of his personality, which provides an opportunity for his participation in intercultural communication in the field of foreign language education. According to this trend, the modern process of linguo-informational training at the university orients students towards extensive communicative interaction in the linguo-informational context. On the other hand, the extensive theoretical basis for considering the concept of intercultural communication in the methodology of teaching a foreign language makes it possible to determine the linguo-informational context of intercultural communication as a leading factor in the linguo-informational training of a future teacher of a foreign language and a system-forming idea in the interconnected teaching of students a foreign language and the methodology of teaching it in the context of informatization. The article is devoted to the consideration of the problem of the linguo-informational context of training future foreign language teacher, the analysis of the linguodidactic potential of the corresponding context of intercultural communication, the definition of the concept, the invariant and variable structure and mechanisms of the linguo-informational development of the future teacher of a foreign language. The article also describes the content and results of an experimental study of the linguo-informational training of future teachers of a foreign language.

Авторы
Карабущенко Н.Б. 1 , Крузе Б.А.2 , Жигалев Б.А.3
Издательство
TOMSK STATE UNIV
Номер выпуска
54
Язык
Русский
Страницы
167-189
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет
  • 3 Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
Ключевые слова
foreign language training; linguo-informational competence; linguo-informational environment; pedagogical education; intercultural communication; иноязычная подготовка; лингво-информационная компетентность; лингвоинформационное пространство; педагогическое образование; межкультурная коммуникация
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80687/
Поделиться

Другие записи

Ольхов А.А., Мураев А.А., Волков А.В., Ивашкевич С.Г., Ким Э.В., Поздняков М.С., Староверова О.В., Иорданский А.Л., Горшенев В.Н.
Все материалы. Энциклопедический справочник. 2021. С. 7-15