В статье раскрываются психологические основы проведения формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей с одновременной патологией зрения и интеллекта, или, как принято говорить на современный лад, у детей с комплексными сенсорно-ментальными нарушениями. Целью статьи является раскрытие этапов коррекционной работы формирующего эксперимента по развитию связной речи при составлении рассказов у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта. Предметом исследования является процесс психолого-педагогического воздействия, отраженного в процессе коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта. Объект исследования - младшие школьники с комплексными, то есть одновременными нарушениями и зрения и интеллекта разной степени выраженности, обучающиеся 3-4 классов школы-интерната для детей с нарушениями зрения. Научная новизна заключается в оптимизации деятельности педагога по развитию разных видов связной речи, начиная с диалогов, бесед и рассказов по картине у младших школьников с сенсорно-ментальными нарушениями, что очень важно для практики школы, так как показывает пути повышения качества их речи и социальной адаптации их в обществе. Также отмечается важность такой работы с детьми в плане реализации их личностного потенциала в контексте требований принципа социальной справедливости. Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; комплексным применением теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету исследования, цели и задачам работы, многолетней практической деятельностью автора по развитию связной устной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта.
This article describes the psychological foundations of conducting a formative experiment on the development of coherent speech in children with simultaneous visual and mental pathologies, or in other words, children with complex sensory-mental disorders. The goal of this work is to determine the stages of correctional work of the formative experiment on the development of coherent speech in children with complex visual and mental disabilities. The subject of this research is the process of psychological-pedagogical impact reflected in the process of correctional work on the development of coherent speech among primary school students with visual and mental disabilities. The object of this research is the primary school students of 3rd and 4th grade with complex visual and mental disabilities of various severity in a boarding school for children with visual impairments. The scientific novelty of this research consists in optimization of activity of a pedagogue specializing in the development different types of coherent speech - dialogues, conversations and stories based on the picture among primary school students with sensory-mental disorders, which is of particular importance for school practice as it indicates the techniques for improving the quality of their speech and their social adaptation in the society. The author also underlines the importance of such work with children for fulfilling their personal potential in the context of the requirements of the principle of social justice. Accuracy of acquired results is defined by substantiation of the initial theoretical and methodological positions; comprehensive application of theoretical and empirical methods adequate to the object, subject, goals and objectives of the research, long-term practical activity of the author dedicated to the development of coherent oral speech in primary schools students n with visual and mental disabilities.