Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов

Целью исследования является определение роли межкультурной компетентности (МКК) в процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских университетах. В основу исследования положена авторская модель межкультурной компетентности, основными компонентами которой выступают межкультурная стабильность, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма и управление межкультурным взаимодействием. Выборку исследования составили иностранные студенты из Туркменистана, обучающиеся в высших учебных заведениях Казани, Саратова, Пензы, Ростова-на-Дону, Хабаровска, в количестве 291 человек (48,5% - женщины, средний возраст - 22 года). Показано, что межкультурная компетентность является значимым предиктором адаптации иностранных студентов. Выявлен различный вклад компонентов МКК в эффективность адаптации иностранных студентов. Среди компонентов МКК только межкультурная стабильность напрямую воздействует на социокультурную адаптацию. Отсутствие этноцентризма снижает действие культурного шока при попадании студента в новую культурную среду, но повышает успешность его адаптации в этой среде только вкупе с межкультурной стабильностью. Два других компонента МКК - межкультурный интерес и управление межкультурным взаимодействием оказывают влияние на успешность адаптации иностранных студентов не прямо, а посредством активизации желания взаимодействовать с российскими студентами и повышения самооценки эффективности межкультурной коммуникации с ними. Данные посредники, в свою очередь, напрямую связаны как с психологической адаптацией, так и с межкультурной стабильностью. Тем самым раскрыт механизм влияния МКК на адаптацию иностранных студентов. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании адаптации иностранных студентов и снижении возможных рисков их дезадаптации в новой культуре.

The aim of the study is to determine the role of intercultural competence in the adaptation process of foreign students studying at Russian universities. The research is based on the author's model of intercultural competence, the main components of which are intercultural stability, intercultural interest, the lack of ethnocentrism and the management of intercultural interaction. The sample of the study consisted of291 foreign students from Turkmenistan studying at universities in Kazan, Saratov, Penza, Rostov-on-Don, Khabarovsk, 291 students (48.5% - Women, average age is 22 years). We showed that intercultural competence is a significant predictor in the adaptation of foreign students. We revealed different contribution of intercultural competence components to the effectiveness in the adaptation of foreign students. Among the components of intercultural competence only intercultural stability directly affects sociocultural adaptation. The absence of ethnocentrism reduces the effect of culture shock when a student enters a new cultural environment, but increases the success of his/her adaptation in this environment only together with intercultural stability. Two other components of intercultural competence: intercultural interest and the management of intercultural interaction have an impact on the successful adaptation of foreign students not directly, but through the activation of the desire to interact with Russian students and to increase the self-esteem in the effectiveness of intercultural communication with them. In turn these mediators are directly related to both psychological adaptation and intercultural stability. Thus we revealed the mechanism of intercultural competence influence on the adaptation of foreign students. The obtained results can be used to predict the adaptation of foreign students and to reduce the possible risks of their maladjustment in a new culture.

Авторы
Гриценко В.В.1 , Хухлаев О.Е.1 , Зинурова Р.И.2 , Константинов В.В.3 , Кулеш Е.В.4 , Малышев И.В.5 , Новикова И.А. 6 , Черная А.В.7
Издательство
Moscow State University of Psychology and Education
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
102-112
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2021
Организации
  • 1 Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
  • 2 Казанский национальный исследовательский технологический университет (ФГБОУ ВО КНИТУ)
  • 3 Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВО ПГУ )
  • 4 Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ)
  • 5 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ имени Н.Г. Чернышевского)
  • 6 Российский университет дружбы народов (ФГАОУ ВО РУДН)
  • 7 Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ)
Ключевые слова
intercultural competence; intercultural communication; intercultural stability; intercultural interest; ethnocentrism; management of intercultural interaction; sociocultural adaptation; psychological adaptation; culture shock; foreign students; межкультурная компетентность; межкультурная стабильность; межкультурный интерес; этноцентризм; управление межкультурным взаимодействием; социокультурная адаптация; психологическая адаптация; культурный шок; иностранные студенты
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Стукалова О.В., Жумагулова Ж.
Казанский педагогический журнал. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем. 2021. С. 86-92