The author reveals Fyodor Dostoevsky's works main features, his importance for Russian and world philosophy. The researcher analyzes the concept of "Russian Idea" introduced by Dostoyevsky, which became a study subject in Russian philosophy's subsequent history. The polemics that arose regarding the characteristics of Dostoevsky's soilness ( Pochvennichestvo ) ideology and his interpretation of the Russian Idea in his Pushkin Speech and subsequent comments in A Writer's Diary are unveiled. The author concludes that Dostoevsky overcomes the limitations of soilness and comes to universalism. The universal for him does not have a rootless cosmopolitan character but is born from the national's heyday. Diversity adorns the truth, and national diversity enamels humankind. People's real unity is in that all-human value that is found in the highest examples of each national culture. The truth is not in rootless cosmopolitanism or nationalism - it is in the "golden mean," which, in our opinion, the writer-philosopher sought to express. Dostoevsky wanted to rise above the dispute, to recognize the points of view of the Slavophiles and Westernizers as one-sided, to get out of any particularity to universality.
Раскрываются основные черты творчества Ф.М. Достоевского, его значимость для отечественной и мировой философии. Анализируется понятие «русской идеи», впервые введенного писателем и ставшего предметом изучения в последующей истории русской философии. Вскрывается полемика, возникшая по поводу характеристики почвенничества Достоевского и трактовки им русской идеи в «Очерке о Пушкине» и последующих комментариев в «Дневнике писателя». Автор приходит к выводу, что писатель преодолевает ограниченность почвеннической идеологии, восходя к универсализму. Всечеловеческое у него носит не безродный космополитический характер, а рождается из расцвета национального. Вместе с тем оно не является механическим набором определенных идей или произведений, но представляет сущность каждого из них. Многообразие украшает истину, а национальное разнообразие - человечество. Действительное единство народов не в лозунгах и идеологиях, оно обретается созиданием общих духовных ценностей. Всечеловеческое в этой трактовке, по своей сути и в своей истине, не может противоречить национальному, так как является высшим его расцветом. Лишь развивая национальную культуру, можно приблизиться к всечеловеческому, и это единственно реальное и содержательное его раскрытие, к которому и шла философская мысль в России в лице Достоевского. Истина не в беспочвенном космополитизме, и не в национализме, ее «золотую середину», на наш взгляд, и стремился выразить писатель-мыслитель.