Предметом исследования в настоящей статье выступают теоретические, правовые и экономические аспекты развития совместного использования собственности (шеринга) в условиях сетевизации в контексте его возможного влияния на институт права собственности. Одновременно с изучением противоположных взглядов на этот процесс и конкретных примеров его функционирования автор показал, что интенсивность развития шеринга основывается на изменении отношений участников рынка (производителей и потребителей) к ассортименту, качеству и срокам использования продукции, и, что экономическая эффективность совместного использования собственности обусловлена интенсификацией оборота использования материальных ресурсов с помощью цифровых технологий. Актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловлены тем, что реализуемая и ранее идея совместного пользования получила новый импульс к развитию, в связи с чем возникает необходимость выявления правовых последствий этого процесса. Результаты исследования показывают, что совместное использование собственности является скоординированным в цифровой среде (через онлайн-сервисы) взаимодействием равных участников для получения (предоставления) или совместного использования доступа к товарам и услугам и должно квалифицироваться как краткосрочная аренда, для которой отсутствие согласованности общепризнанных стандартов и индивидуальных пожеланий потребителей требует правовой защиты участников процесса.
The subject of this research is the theoretical, legal, and economic aspects of the development of shared ownership in the conditions of networkization in the context of its possible impact upon the institution of ownership. Along with studying the opposite views on this process and specific examples of its functioning, the author demonstrates that the intensity of the development of shared ownership depends on the change in the attitude of market participants (producers and consumers) to the range, quality and lifetime of products, as well as that cost-effectiveness of shared ownership results from intensified utilization of material resources through the use of digital technologies. The relevance, theoretical and practical significance of this research are substantiated that the existing idea of shared ownership received a new boost, which requires determining the legal consequences of this process. The acquired results indicate that in the digital environment (via online services), shared ownership is the coordinated interaction of equal participants to receive (provide) or share access to goods and services, and should be qualified as a short-term lease, which due to lack of conformity to generally accepted standards and individual preferences of the consumers requires legal protection of the parties to the process.