Лингвокультурный концепт «вино» в языковом сознании французов

Статья посвящена анализу лингвокультурного концепта «вино» и его роли в культуре и сознании французского народа. Показано, что лингвокультурный концепт «вино» представляет собой сложное ментальное образование, функционирует как способ интерпретации реальности коллективного сознания и является богатым источником культурной информации. В качестве объекта исследования выступили единицы паремиологии (раздела фразеологии) - паремии, основным назначением которых является краткое вербальное выражение ценностей и взглядов, основанных на жизненном опыте и традициях этноса. Материалом для исследования послужила картотека паремий - французских пословиц и поговорок в количестве 150 единиц, номинирующих концепт «вино», которые были подвергнуты семантическому, лингвокогнитивному и лингвокультурологическому анализу. Данные языковые единицы были выделены нами путем сплошной выборки из существующих для рассматриваемого языка наиболее авторитетных толковых словарей; также материалом для исследования послужили результаты анкетирования носителей языка. Мы ограничились семантическими группами «духовный мир человека и вино», а также «вино как интерпретация народной мудрости». Данные семантические группы являются малоизученными и весьма непростыми для перевода, в них наиболее ярко прослеживаются особенности менталитета. В статье показано, что в паремиях французского языка, имеющих отношение к лингвокультурной сфере «виноделие», в полной мере раскрывается национальная культура французского народа и его отношение к вину. Своеобразие языкового развития, условия жизни народа, его быт, оказывают влияние, обуславливая их семантику и по-своему отражая национальную французскую культуру. Автор также акцентирует внимание на особенностях языкового сознания французов, которые создают серьезные лингвокультурные барьеры при переводе.

PERCEPTION OF CULTURAL CONCEPT "WINE" IN FRENCH EVALUATIONAL WORLD VIEW

The paper focuses on analysis of idiomatic expressions such as proverbs and sayings in French language within two semantic groups such as "man's spiritual reality" and "wine as interpretation of folk wisdom". Their semantic features are discussed as well as their role in french evaluational world view. The author attempts to illustrate the peculiarities of cultural mentality and national character of French people within their attitude to wine as a cultural value. The author also focuses on intricacies of language and touches the difficulties of translation and interpretation of phraseological units that occur in the present study due to the absence of similar connotations in Russian culture. The language units that are exposed in the paper and cited as examples were taken for analysis from up-to-date dictionaries, foreign research scientific works and were also kindly provided by native speakers. Idiomatic expressions that include cultural concept "wine" in French language represent the interpretation of outworld fixed in collective consciousness that incarnates historical and cultural values. Wine culture in France is very ancient that is why language units related to concept "wine" represent profound linguistic material that is worth of being analyzed within the frame of language and culture as well as within the scope of intercultural communication.

Авторы
Логинова П.Г.1
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
31-45
Статус
Опубликовано
Том
20
Год
2016
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
phraseological units; cultural concept; wine; language units; cultural connotations; world view; idiomatic expression; языковое сознание; культурные ценности; лингвокультурный концепт; вино; культурная информация
Цитировать
Поделиться

Другие записи