ГЕРХАРД ОБЕРХАММЕР И ЕГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

В статье представлены основные положения трансцендентальной герменевтики Г. Оберхаммера. Трансцендентально-герменевтическая концепция Оберхаммера рассматривается в контексте истории зарождения и развития герменевтики как метода и отдельной дисциплины. Рассматривается также современное состояние герменевтики. Показывается, что с момента своего зарождения и на протяжении XX в. герменевтика воспринималась как выделенная область философского познания. При этом существенно отличались способы обоснования ее исключительности. Если в античности и вплоть до XVIII-XIX вв. герменевтика была «священна» ввиду того, что ее предметом было «священное», то в XX в. первоочередным предметом герменевтики становится человеческая экзистенция и герменевтика начинает восприниматься как истолкование первооснований человеческого существования. Сегодня все чаще герменевтика низводится до уровня чисто технического средства текстологической работы. В этом контексте знакомство с трансцендентальной герменевтикой Оберхаммера представляется важным, так как идет вразрез с этими современными тенденциями и возвращает герменевтики ее былое величие. В статье также показывается, что основные положения концепции Оберхаммера содержательно созвучны основам христианского вероучения, однако принципиально отличаются от них по способу аргументации, что позволяют рассматривать их как разновидность философской теологии. Статья сопровождается фрагментом перевода работы Оберхаммера «опыт трансцендентальной герменевтики религиозных традиций» (1987 г.).

The article presents the main ideas of G. Oberhammer's transcendental hermeneutics. Oberhammer's transcendental-hermeneutic concept is considered in the context of the history of emerging and developing of hermeneutics as a method and a separate discipline. The current state of hermeneutics is also considered. It is shown that in the Antiquity and up to the end of the 20th century hermeneutics was perceived as an exceptional area of philosophical knowledge. At the same time, the ways of justification its exclusivity were significantly different. If in Antiquity and up to the 18-19th century hermeneutics was “sacred” due to the fact that its subject was “sacred”, then in the 20th century the primary subject of hermeneutics becomes human existence and hermeneutics begins to be perceived as an interpretation of the fundamental principles of human existence. Today, hermeneutics is increasingly reduced to the level of a purely technical means of textual work. In this context, acquaintance with Oberhammer's transcendental hermeneutics seems important, since it runs counter to these modern trends and returns hermeneutics to its former greatness. The article also shows that the main provisions of Oberhammer's concept are substantively coherent with the foundations of the Christian doctrine, but fundamentally differs from them in the way of argumentation, which allows us to consider it as a kind of philosophical theology. The article is accompanied by a fragment of a translation of Oberhammer's work "The Experience of Transcendental Hermeneutics of Religious Traditions" (1987).

Авторы
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
7-13
Статус
Опубликовано
Том
23
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Оберхаммер; герменевтика; философия; экзистенция; трансценденция; открытость; встреча
Цитировать
Поделиться

Другие записи