В статье рассматривается идеологический стержень и как его следствие особая техника стихотворцев Омана, исповедующих ибадизм. Авторы исходили из того, что религиозно-правовые постулаты этого течения ислама хариджитского толка сыграли ключевую роль в истории страны, наложив отпечаток на характер наследия выдающихся культурных и общественных деятелей этого восточного края Арабского мира. Междисциплинарный подход, включивший исторические методы наравне с лингвистическими, примененными для анализа оригинальных текстов, позволил обозначить, в чем заключаются содержательные и формальные особенности произведений авторов-ибадитов. Выявлена тесная связь теории и истории ибадизма с мотивами произведений оманских поэтов (религиозные с преобладанием тем изгнанничества, покаяния, справедливости и призывом к гражданскому действию), а также частотные способы их реализации (подражание Корану, отказ от прямого упоминания эпитетов Аллаха, обязательность некоторых видов хронотопов, суггестивные приемы, риторические вопросы, использование семантического потенциала арабского слова и др). В исследовании подчеркивается, что творчество ибадитов имеет ярко выраженную религиозную основу и политическую направленность и что гражданская арабская поэзия могла достичь своих высот именно в ибадитской среде. Практическое воплощение принципов ибадизма в литературе прослеживается в основном на текстах такой выдающейся фигуры в культуре Омана, как Абу Муслим аль-Бахляни, заслуги которого были высоко оценены ЮНЕСКО в 2019 г.
The article examines the ideological core and technique of the poetic art of the most famous poets of Oman, the state religion of which is Ibadism. An interdisciplinary approach, which included historical review and linguistic methods of analysing original texts, made it possible to identify the content and artistic features of the Ibadites works. A close connection was revealed between the theory and history of Ibadism not only with the themes of the works (religious with a predominance of the motive of exile, repentance, justice and a call to civil action), but also with the forms of their implementation, such as refusal to directly mention the epithets of Allah, certain types of chronotopes, suggestive techniques, the use of the full semantic potential of the word, etc. The authors assert that Ibadite poetry has a political orientation and that civil Arab poetry could reach its heights only in the Ibadite environment. The peculiarities of the Ibadite poetics are traced mainly in the texts of such a prominent figure in the culture of Oman as Abu Muslim al-Bahlani.