АПОФАТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, ИЛИ ИЕРОФАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА "ДУША ГРУСТИТ О НЕБЕСАХ..."

В статье анализируется стихотворение Есенина 1919 г. «Душа грустит о небесах…» в разветвленном культурно-историческом контексте: обращаемся к феномену света и цвета в русской иконописи, к замечаниям о Фаворском свете философов Е. Н. Трубецкого и о. П. Флоренского. Предметом статьи выступает апофатическая традиция в указанном стихотворении, которая связана с образами эфира, огня и проявляется на уровне пространственно-временной системы лирического текста. Последовательный анализ стихотворения, выявление вегетативной метафоры, сопряженной с образом луны, позволяют также высветить онтологический подтекст произведения. Проведение параллелей с другими ранними стихотворениями поэта и творчеством А. Белого, хорошо знакомого с трудами о. Флоренского, подтверждает основную гипотезу статьи: в стихотворении «Душа грустит о небесах…» поэтом представлено причащение Тайнам бытия через обращение, молитву к природе, ее невидимому образу, Нетварному свету, который можно увидеть только в момент безвременья. С этим светом связано открытие сакральных знаний, иерофании, т. е. священного инобытия. Понять этот дуализм можно только в контексте русской духовной иконописной апофатической традиции и фольклорных представлений автора, поскольку в фольклоре, в русской волшебной сказке, обнаруживаем образы неведомого, незримого, связанные с «тем светом». Исследование основано на целостном анализе художественного текста с применением структурно-типологического, сравнительно-сопоставительного, системнокомплексного (культурологического) методов исследования.

The article analyzes Yesenin’s poem «The soul is sad about heaven…» of 1919 in a branched cultural-historical context: the authors consider the phenomenon of light and color in Russian icon painting, the comments on the Tabor Light by philosophers Trubetskoy E. N. and Florensky P. A. The subject matter of the article is an apophatic tradition in this poem, which is associated with images of ether, fire and it manifests itself at the level of the spatiotemporal system of the lyrical text. A consistent analysis of the poem, revealing a vegetative metaphor associated with the image of the moon, also allows highlighting the ontological subtext of the work. Drawing parallels with other early poems of the poet and the works of A. Bely, who knew Florensky’s writings, proves the main hypothesis of the article: in the poem «The soul is sad about heaven…» the poet presents communion with the Secrets of Being through conversion, prayer to nature, its invisible image, the Uncreated Light, which can be seen only at the moment of timelessness. This light involves the discovery of sacred knowledge, Hierophany, i. e. sacred otherness. This dualism can be understood only in the context of the Russian spiritual icon-painting apophatic tradition and the author’s folklore representations, since the images of the unknown, the invisible associated with the «other light» can be found in folklore, in a Russian fairy tale. The study is based on a holistic analysis of a literary text using the structural-typological, comparative, system-integrated (culturological) research methods.

Авторы
Издательство
Русская христианская гуманитарная академия
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
351-358
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian traditional culture; apophatics; RUSSIAN literature; icon; S. Yesenin's poetic style; русская традиционная культура; апофатика; русская литература; икона; поэтика С. Есенина
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/79776/
Поделиться

Другие записи

Агасаров Л.Г., Саакян Э.С.
Вестник новых медицинских технологий. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет. Том 28. 2021. С. 89-92
Ковалева А.В.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. С. 122-131