Конфессиональный фактор в антибританском восстании 1920 года в Ираке

Статья посвящена малоизученной в российской историографии проблеме -исследованию особенностей влияния конфессионального фактора в антибританском восстании 1920 г. в Ираке, которое послужило толчком к смене британской стратегии в этом подмандатном государстве, а также на всем Ближнем и Среднем Востоке. Опираясь на научную литературу и исторические источники, важное место среди которых занимают дневники и личные письма сотрудницы колониальной администрации Великобритании в Ираке Гертруды Белл, автор выделяет специфические черты британской политики в отношении племен и шиитского населения страны, а также анализирует общерегиональный контекст, в котором развивались иракские события, завершившиеся в итоге восстанием 1920 г. Отмечается, что политика Великобритании в отношении иракских племен вомногом продолжила курс Османской империи на этом направлении. Революционные настроения в Ираке подпитывались итогами «арабского восстания» 1916-1918 гг. в Хиджазе, успехами национально-освободительной борьбы против Великобритании в Египте, а также событиями в соседних Сирии, Иране и Турции. Подчеркнута ведущая роль шиитских муджтахидов в восстании 1920 г., которые сумели консолидировать противников оккупационного режима в Ираке, на время сплотить две конфессиональные общины, а также различные племена Среднего Евфрата в ходе событий 1920 г. Религиозные разногласия между суннитами и шиитами усугублялись межплеменным соперничеством, которое поощрялось оккупационными властями. Среди последствий восстания 1920 г. выделяется коренной пересмотр британской стратегии в Ираке - отказ от «индийской модели» управления в пользу постепенного превращения Ирака в самоуправляемое независимое государство, а также возвращение к османской модели суннитского доминирования в Ираке.

The article is devoted to a problem that is little studied in Russian historiography - the study of the influence of the confessional factor in the 1920 Iraqi Revolt, which triggered a change in the British strategy in this mandatory state, as well as in the entire Middle East. Based on the study of academic literature and historical sources, among which the diaries and personal letters of Gertrude Bell, an employee of the British colonial administration in Iraq, occupy an important place, the author highlights the specific features of two closely interrelated issues - British policy towards tribes and the Shi’ite population of the country, and also analyzes the region-wide context in which the Iraqi events developed, which eventually ended in the uprising of 1920. It is noted that revolutionary sentiments in Iraq were fueled by the results of the “Arab Revolt” of 1916-1918 in the Hejaz, the successes of the national liberation struggle against Great Britain in Egypt, as well as events in neighbouring Syria, Iran, and Turkey. The article points to the leading role of Shi’ite theologians (mujtahids) in the uprising of 1920, who managed to consolidate the opponents of the occupation regime in Iraq, temporarily unite the Sunnis and Shi’as, as well as various tribes of the Middle Euphrates during the events of 1920. The author reveals the consequences of the 1920 uprising. The most important were the radical revision of the British strategy in Iraq - the abandonment of the “Indian model” of government in favour of the gradual transformation of Iraq into a self-governing independent state, as well as the return to the Ottoman model of Sunni dominance in Iraq.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
93-108
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Iraq; 1920 revolt; Shi'as; Shi'ite mujtaheeds; great Britain; sunnis; Iraqi tribes; Ottoman Empire; "Arab uprising" in Hejaz; Ирак; восстание 1920 г; шииты; шиитские муджтахиды; великобритания; сунниты; племена Ирака; османская империя; "арабское восстание" в Хиджазе
Цитировать
Поделиться

Другие записи