Рентгенотерапевтическое лечение ─ востребованный метод лучевой терапии, имеющий широкие клинические показания. Выполнение большого количества лечебных процедур на рентгенотерапевтическом оборудовании позволяет с высокой эффективностью обеспечить доступность медицинской помощи пациентам. Учитывая современное направление здравоохранения на пациенто-ориентированные принципы работы, необходимо оценивать медицинские организации и их подразделения на соответствие этим принципам. Цель исследования - оценить реализацию пациенто-ориентированных принципов в работе рентгенотерапевтической службы (РТС) Городской Мариинской больницы (ГМБ). Задачи исследования: проанализировать организационные условия работы РТС в больнице, исследовать структуру и динамику поступления пациентов на рентгенотерапевтическое лечение, сделать выводы о реализации пациенто-ориентированных принципов работы. Материал и методы. Была проведена оценка более 10-летней деятельности РТС с позиций пациенто-ориентированного подхода. Для этого использовали методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных документов, семантического поиска источников в сети интернет, а также методы объективного наблюдения. Результаты. Рентгенотерапевтическая служба ГМБ демонстрирует высокие показатели операционной эффективности, обеспечивая в короткие сроки высокую доступность лучевых лечебных процедур для широкого круга пациентов. Работа РТС ГМБ отвечает большинству критериев пациенто-ориентированной работы. К их числу относятся: приближенность медицинской помощи к пациентам, ориентация на уважительное отношение к ценностям и потребностям пациентов, рациональное использование имеющихся технических, временных и кадровых ресурсов. Для дальнейшего совершенствования работы в соответствии с принципами пациенто-ориентированности необходимо внедрить формализованные опросники, отражающие качество жизни пациента и качество полученных медицинских услуг. Заключение. В результате исследования разработан алгоритм пациенто-ориентированной оценки работы рентгенотерапевтической службы. Представленный анализ является первым всесторонним многокритериальным исследованием пациенто-ориентированной работы службы лучевой терапии в России
X-ray is a highly demanded therapy method with wide clinical indications. The high operational efficiency of such equipment makes it possible to ensure the accessibility of medical care. Taking into account the current healthcare trend towards patient-oriented principles of work, it is necessary to evaluate medical organizations and their units for compliance with these principles. Purpose of the study: to assess the implementation of patient-oriented principles in the work of the X-ray therapy service of the City Mariinsky Hospital. Objectives of the research: to analyze the organizational conditions of the X-ray therapy service, to study the structure and dynamics of patients and make conclusions about the implementation of the principles of patient-oriented principles of work. Material and methods. The activity of the X-ray therapy was assessed from the patient-oriented approach. The methods of bibliographic and informational search of sources in document databases, as well as semantic search on the Internet were used. Results: The hospital’s X-ray therapy service demonstrates high rates of operational efficiency, providing in a short time high rate of access to the X-ray therapy for patients with different nosology. It’s work meets most of the criteria for patient-centered work - the proximity of medical care to the patient, orientation towards respectful attitude to the values and needs of patients, rational use of available technical, time and human resources. For further improvement of work in accordance with the principles of patient orientation, it is necessary to introduce formalized questionnaires of the quality of life and assess the quality of medical services. Conclusion. The presented analysis is the first comprehensive multicriteria study of the patient-centered work of the X-ray therapy service in Russia.