Инклюзивизм П. Хакера в рецепции Г. Оберхаммера

Статья рассматривает концепцию инклюзивизма Пауля Хакера, опираясь на одну из его поздних статей, посвященных проблематике соотношения понятий «инклюзивизм», «толерантность» и «нетолерантность». Эта концепция предполагает такой подход к пониманию взаимоотношения между религиями, в соответствии с которым лишь одна религия обладает абсолютной истиной, другие же, по крайней мере некоторые из них, также в какой-то степени ей сопричастны. Разрабатывая собственную концепцию, П. Хакер на примере индийских религий показывает взаимоотношение понятий «инклюзивизм» и «толерантность», а также обосновывает тезис о том, что инклюзивизм является характерной для индийской культуры формой мышления. П. Хакер отстаивает точку зрения, в соответствии с которой то, что в западной литературе применительно к индийской культуре обозначается как толерантность, в действительности ею не является, а представляет собой принципиально иной тип мышления. Данная концепция привлекла внимание многих специалистов-индологов, в том числе Герхарда Оберхаммера, подробно проанализировавшего понятие инклюзивизма применительно к религиозным текстам индуизма. С точки зрения Г. Оберхаммера, теория П. Хакера включает в себя положения, оставляющие возможность двоякого толкования и требующие дополнительного пояснения. Настоящая статья, вкратце излагая позднюю работу Пауля Хакера, анализирует восприятие его концепции Герхардом Оберхаммером, раскрывает основные выдвинутые им критические тезисы, а также резюмирует взгляды самого Герхарда Оберхаммера на данную концепцию.

This article examines the concept of inclusivism by Paul Hacker on the basis of one of his last articles dedicated to the problem of correlation between concepts “inclusivism”, “tolerance” and “intolerance”. This concept approaches the problem of relationship between religions by implying that only one religion comprises the absolute truth while it remains achievable to some extent at least for some other religions. P. Hacker developed his own conception and used the example of Indian religions to show the relationship between the notions of “inclusivism” and “tolerance” and argued that inclusivism is a form of thinking characteristic for Indian culture. P. Hacker defends the idea that what is referred to as tolerance in Western studies relating to Indian culture is not exactly tolerance but a fundamentally different way of thinking. This conception has attracted the attention of many Indologists including Gerhard Oberhammer who thoroughly analyzed the notion of inclusivism in relation to religious texts of Hinduism. According to G. Oberhammer, the theory of P. Hacker includes propositions that could be interpreted ambivalently and require additional explanation. This article summarizes one of Paul Hacker’s latest works, analyzes Gerhard Oberhammer’s perception of his conception, reveals the main critical theses which were proposed and summarizes Gerhard Oberhammer’s own views on this conception.

Авторы
Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
201-205
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
inclusivism; hinduism; indology; hacker; Oberhammer; инклюзивизм; индузим; индология; хакер; Оберхаммер
Цитировать
Поделиться

Другие записи