Истоки учения о Шри (Лакшми) в вишишта-адвайта-веданте

Учение о Шри-таттве (онтологии богини Лакшми) в философии вишишта-адвайта-веданты является одним из наиболее обсуждаемых и вызывает ряд вопросов как внутри традиции, так и со стороны других философских школ. Единая Высшая Реальность (Брахман) в своей персонифицированной форме здесь представлена как Вишну с его супругой Шри. Однако не всегда однозначно можно сказать, действует ли богиня автономно или же она полностью подчинена Богу. Является ли она потенцией Бога, метафизическим принципом или же она сама есть верховное божество наравне с Вишну. В XIII-XIV вв. эта доктрина стала одной из важнейших в спорах между шри-вишнуитскими школами Тенгалаи и Вадагалаи на юге Индии. В дебатах и в своих трудах ачарьи критиковали различные теории о том, может Лакшми выступать как средство достижения освобождения (мокши), является ли она параматмой или только лишь частью Брахмана, обладает ли она бесконечной формой и т.д. Философы традиции, разъясняя данное учение, опирались в первую очередь на ведийские тексты и самхиты Панчаратры как наиболее авторитетные источники познания. В данной статье мы рассматриваем упоминания в этих текстах о Шри-Лакшми, ее природе, атрибутах и функциях, а также о ее статусе по отношению к Нараяне и миру.

The doctrine of Śrī-tattva (ontology of the goddess Lakṣmī) in the philosophy of viśiṣṭādvaita-vedānta is one of the most disputable. It raises a number of questions within the tradition and from other philosophical schools. The Supreme Reality (Brahman) has its personified form, represented as Viṣṇu with his spouse Śrī. However, it is not always clear whether the goddess acts autonomously, or she is completely subordinate to God. Whether it is the potency of God, the metaphysical principle, or she is the Supreme deity along with Viṣṇu. This doctrine became one of the most disputable between the Tengalai and Vadagalai śrīvaiṣṇava schools of the South India in the 13th - 14th centuries. The ācāryas criticized various theories about Lakṣmī in the debates and in their works, as to her being the means of liberation (mokṣa), as to her being Paramātmā or just a part of Brahman, as to her being infinite etc. Viśiṣṭādvaita’s philosophers quote the Vedic texts and Pāñcarātra samhitas as the most authoritative sources of knowledge when they explain this doctrine. This article discusses references in these texts to Śrī-Lakṣmī, its nature, attributes and functions, as well as its status in relation to Nārāyaṇa and the Universe.

Авторы
Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
183-190
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
INDIAN philosophy; history of philosophy; Viśiṣṭādvaita-vedānta; ontology; śrī-vaiṣṇavism; Lakṣmī; Śrī; Veda; индийская философия; история философии; вишишта-адвайта-веданта; онтология; шри-вишнуизм; Лакшми; Шри; Панчаратра; веды
Цитировать
Поделиться

Другие записи