Статья посвящена рассмотрению творчества Герхарда Оберхаммера, одного из известнейших немецкоязычных индологов и философов XX в. Наряду с исследованиями, посвященными изучению сакральных текстов религиозных традиций Древней Индии, Оберхаммером написан ряд статей, посвященных рассмотрению более общих философско-религиозных вопросов. На основе индологического материала Оберхаммер разрабатывает универсальный метод (трансцендентальная герменевтика) изучения и анализа как религиозного опыта отдельных индивидов, так и религиозных традиций, появляющихся и развивающихся на его основе. В данной статье подробно рассматриваются некоторые общие философские предпосылки формируемого Оберхаммером метода трансцендентальной герменевтики религиозных традиций и религиозного опыта, проводится анализ философско-теологического контекста творчества Оберхаммера, устанавливаются источники возможного влияния на формирование и развитие мысли Оберхаммера. В ходе исследования устанавливается, что, несмотря на большое терминологическое сходство Оберхаммера и Гегеля, большее влияние на Оберхаммера оказала хайдеггерианская философская традиция, находящая свое отражение также и в теологической мысли XX в. В статье проводится сравнение взглядов Оберхаммера со взглядами Карла Ранера, другого известного философа и теолога XX в., на творчество которого существенное влияние оказала философия Хайдеггера. В ходе проведенного сравнения устанавливаются не только черты сходства, но также и некоторые различия философских взглядов обоих философов, основным из которых можно считать отношение к христианскому вероучению: Ранер считал, что в нем Истина является во всей полноте; Оберхаммер же не проводил существенных ценностных различий между разными религиозными традициями. К тексту статьи прилагается небольшой фрагмент перевода программной для Оберхаммера статьи «Опыт трансцендентальной герменевтики религиозных традиций».
The article concerns the work of Gerhard Oberhammer, one of the most famous German-speaking Indologists and philosophers of the 20th century. Besides the studies on the sacred texts of the religious traditions of Ancient India, Oberhammer wrote a number of articles devoted to the consideration of more general philosophical and religious issues. On the basis of indological material, Oberhammer develops a universal method (transcendental hermeneutics) of studying and analyzing both the religious experience of individuals and the religious traditions that appear and develop on its ground. This article discusses in detail some of the general philosophical presuppositions of the transcendental religious hermeneutics method formed by Oberhammer, analyzes the philosophical and theological context of Oberhammer’s work, identifies sources of possible influence on the arising and development of Oberhammer’s thought. In the course of the comparison, the author highlights traits of similarities and differences between the philosophical views of Oberhammer and the philosophy and theology of Karl Rahner. The article contains a translated from German fragment of the Oberhammer’s program article Versuch einer transzendentalen Hermeneutik religiöser Traditionen .