Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля

В статье проводится сравнительный анализ понимания диалектики А.Ф. Лосевым и Г.В.Ф. Гегелем. Вскрывается как общность подходов, так и принципиальные различия. Оба мыслителя рассматривают диалектику в качестве универсального философского метода познания. Вместе с тем Лосев в своей интерпретации возвращается к Платону, у которого диалектика начинается с «одного» и «иного» (диалог «Парменид»), а не «бытия» и «ничто» («Наука логики» Гегеля). Отечественный мыслитель выходит за границы гегелевского рационализма, утверждая анагогический (возвышающий), и в своем завершении, апофатический характер диалектики, восходящий к трансцендентному началу. «Абсолютная диалектика» у него, приобретая то или иное содержание, предстает в качестве метафизики - «абсолютной мифологии». В результате этого мысль вновь встречается с бытием, преодолевается бессодержательность, формализм и абстрактность мышления. Лосев вскрыл онтологический потенциал платонизма, освободив диалектику от нигилистической интерпретации. Обращение к исихазму позволило ему преодолеть как имперсонализм, так и детерминизм гегелевской логики: в основе диалектики оказывается не отрицательность, не ничто, а креативность личностного начала.

The article provides a comparative analysis of the understanding of dialectics by A.F. Losev and G.W.F. Hegel. Both the commonality of approaches and fundamental differences are revealed here. Both thinkers consider dialectics as a universal philosophical method of cognition. At the same time, Losev, in his interpretation, returns to Plato, in whom the dialectic begins with “one” and “the other” (dialogue "Parmenides"), and not “being” and “nothing” (“Science of Logic” by Hegel). The Russian thinker goes beyond the boundaries of Hegel’s rationalism, affirming the anagogic (uplifting) and, in its completion, the apophatic nature of dialectics, which ascends to the transcendent source. “Absolute dialectics” from him, acquiring this or that content, appears as metaphysics - “absolute mythology”. As a result of this, thought again meets being, the empty content, formalism and abstractness of thinking are overcome. Losev revealed the ontological potential of Platonism, freeing dialectics from nihilistic interpretation. Studying hesychasm allowed him to overcome both impersonalism and the determinism of Hegel’s logic: the basis of dialectics is not negativity, not nothing, but the creativity of the personal principle.

Авторы
Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
36-44
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Hegel; Losev; dialectics; logic; absolute; being; mythology; pantheism; platonism; transcendent; Гегель; Лосев; диалектика; логика; абсолют; бытие; мифология; пантеизм; платонизм; трансцендентное
Цитировать
Поделиться

Другие записи