Истоки теории ценностей в социологии и направления ее развития

С момента становления общества и формирования первых моделей его осмысления понятие ценности оказалось в центре концептуальных построений теоретического и практического плана. С одной стороны, на обыденном уровне мы все понимаем важность ценностного многообразия, с другой стороны, не вполне понятно, как можно совместить это разнообразие с социальным порядком. В статье представлена попытка обозначить те междисциплинарные истоки теории ценностей, которые наиболее значимы для концептуального определения понятия «ценность» и эмпирического изучения ценностного самосознания современного общества в рамках социологической дисциплины. Автор обозначает два условных вектора развития теории ценностей, которые принципиально важны для социологической работы: первый вектор - это обогащение своего рода аксиологической концепции, которая первоначально сформировалась как исключительно философская. Как правило, ее истоки связывают с работами И. Канта (мораль как должное, ее взаимоотношения со свободой и естественными стремлениями человека, объективные цели, абсолютные ценности и т.д.), поскольку все последующие философские течения были или последователями, или критиками его трансцендентального подхода. Так, представители неокантианства сосредоточились на таких понятиях, как «переоценка ценностей», «ценностное обесценивание», «мнимые ценности» и «руководящие культурные ценности», «ценности и оценки». Считается, что классические социологические теории ценностей берут начало в работах Э. Дюркгейма: для него ценности образуют некую объективную реальность, на которой может и должно основываться социальное согласие, поэтому основные социальные явления (религия, мораль, право, экономика, эстетика) он считал ничем иным, как системами (очень разных) ценностей, или социальных идеалов. Эволюция социологических трактовок ценностей двигалась в направлении постепенного отхода от сугубо теоретических концепций к обобщенно-методологическим построениям, позволяющим описывать роль ценностей в институционализированном выполнении социальными системами функций сохранения и воспроизводства культурного образца, а затем к эмпирико-инструментальным моделям, которые используют понятия ценностных ориентаций и социальных установок. Здесь формируется второй условный вектор развития теории ценностей в социологии, связанный с разработкой методик эмпирической изучения ценностного многообразия общества в исторической и сопоставительной перспективах.

Since the first stages in the development of society and its scientific models, the term ‘value' has become a center of theoretical and applied concepts. On the one hand, in everyday life, we all understand the importance of value diversity; however, on the other hand, it is not clear how this diversity can be combined with the social order. The article presents an attempt to identify those interdisciplinary origins of the theory of values that are the most significant for the conceptual definition of ‘value' and for the empirical study of the value system of the contemporary society in sociology. The author identifies two conditional trends in the development of the theory of values, which are fundamentally important for sociology: the first trend is presented by the development of a kind of axiological concept which was originally purely philosophical. As a rule, the origins of this trend are found in the works of I. Kant (morality as duty, its relationship with freedom and natural aspirations, objective goals, absolute values, etc.), since all subsequent philosophical interpretations of values either followed or criticized his transcendental approach. Thus, representatives of neo-Kantianism focused on such concepts as ‘revaluation of values', ‘value devaluation', ‘imaginary values' and ‘guiding cultural values', ‘values and estimates'. The origins of the classical sociological theories of values are found in the works of E. Durkheim: he believed that values formed a kind of objective reality on which social harmony can and should be based; therefore, the main social phenomena (religion, morality, law, economics, aesthetics) are systems of (very different) values, or social ideals. The evolution of sociological interpretations of values was determined by the gradual departure from purely theoretical concepts to generalized methodological models, which allowed to describe the role of values in the institutionalized performance of the functions of preserving and reproducing a cultural model, and then to empirical-instrumental models based on the terms ‘value orientations' and ‘social attitudes'. Thus, the second conditional trend in the development of the theory of values in sociology is determined by the introduction of methods for the empirical study of value diversity in the historical and comparative perspectives.

Авторы
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
590-609
Статус
Опубликовано
Том
21
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
values; value orientations; social attitudes; sociological interpretation; philosophical tradition; hierarchy of values; method for measuring value orientations; ценности; ценностные ориентации; социальные установки; социологическая трактовка; философская традиция; иерархия ценностей; методика измерения ценностных ориентаций
Цитировать
Поделиться

Другие записи