Современность, характеризующаяся информатизацией, глобализацией и беспрецедентным ускорением всех социальных процессов, значимо отличается от той реальности, что существовала несколько десятков лет назад. Все это накладывает отпечаток на новые поколения, которые ведут принципиально отличный от их родителей образ жизни. Возрастные рамки «взросления» претерпели изменения, и общество столкнулось с проблемой инфантилизации, которая, с одной стороны, вызвана разнообразными факторами (медиа, виртуализация и т.д.), а, с другой, сама становится их катализатором. В статье рассмотрены теоретические основания понятия «социальный инфантилизм», его принципиальные отличия от психологической трактовки «инфантилизма», проявления в современном российском обществе, а также некоторые методологические подходы к его измерению. В статье представлены детали разработки и апробации социологической методики диагностики уровня социального инфантилизма. Разработка методики состояла из нескольких этапов: на первом этапе был создан инструментарий (анкета) и проведен его пилотаж на группе студентов (30 человек), затем для валидизации была использована проективная методика «коллаж», в которой были задействованы две мини-группы - студенты с максимальными и минимальными показателями инфантильности. На заключительном этапе скорректированный инструментарий был апробирован на репрезентативной выборке студентов Российского университета дружбы народов (N=550). Социальный инфантилизм может быть диагностирован в одной из сфер - политической, экономической, бытовой, семейных отношениях и общих мировоззренческих установках - или быть генерализированным (присутствовать во всех сферах). Методика по форме представляет валидизированный тест и может применяться в учебных учреждениях.
Modernity, characterized by informatization, globalization and unprecedented acceleration of all social processes, significantly differs from the reality that existed several decades ago, which affects new generations whose lifestyle differs completely from their parents. The period of ‘growing up’ has changed, and society faces the challenges of infantilization which, on the one hand, is determined by various factors (media, virtualization, etc.) and, on the other hand, increases the impact of these factors. The article considers theoretical foundations of the concept ‘social infantilism’, its fundamental differences from the psychological interpretation of ‘infantilism’, its manifestations in the contemporary Russian society, and some methodological approaches to its measurement. The article presents the details of the development and testing of the sociological methodology for measuring the level of social infantilism. The development of this methodology consisted of several stages: at the first stage, a questionnaire was designed and tested on a group of students (30 respondents), then the projective technique ‘collage’ was used for validation on two mini-groups of students - with maximum and minimum indicators of infantilism. At the final stage, the corrected questionnaire was tested on a representative sample of the RUDN University students (N = 550). Social infantilism can be diagnosed in one of the spheres - political, economic, everyday life, family relations and ideological views - or as a generalized phenomenon (present in all spheres). The developed method was validated in the test form and can be used in educational institutions.