данном докладе, посвященном фольклору военных лет, мы рассмотрим трансформацию одной военной песни, бытующей в среде казаков Кубани [исторические справки NoNo 1 - 10] и, как выяснилось в процессе исследования, в других регионах России [комментарии NoNo 1, интернет No 1]. Песня очень популярная, входит в репертуар Кубанского казачьего хора и ансамбля организации «Казачий круг» [интернет No 1]. Тем не менее, как показывает исследование, песня исполняется не совсем верно. Эту песню автор неоднократно слышала от своего отца Запорожца Василия Андреевича, потомственного кубанского казака. Песня «Ой да вспомним, братцы, вы, кубанцы» постоянно исполнялась на праздниках, особенно 9-го мая - в День Победы, хором или ансамблем, состоявшем из родственников автора, запевалой и руководителем которых был отец автора. Надо сказать, что Запорожец Василий Андреевич являлся одним из активных участников станичного казачьего хора, который регулярно выступал в местном доме культуры. Он был одним из ярких исполнителей народных песен и запевалой в хоре. Пройдя Великую Отечественную Войну простым солдатом, был ранен, имел награды, поэтому песня была им особо любима и часто просто пелась дома, как сольно, так и вместе со станичниками. Как истинный природный исполнитель и знаток народного творчества, он знал не только напев своей партии, но знал и голосоведение любого участника хора и мог в любую минуту каждого заменить. Это потом, обучаясь профессионально в музыкальных заведениях, автор поняла, что такое умение является редчайшим природным даром. Но отец знал не только народные песни, в научных журналах автор не раз публиковала байки, легенды, сказания, шутки, пословицы и т. д., услышанные от отца, мамы (участницы трудового фронта), дедушки (орденоносца, второй дед погиб в концлагере), бабушек и других своих родственников. [Запорожец 2003, 2005 а), б) 2006; 2009 а), б); 2010 б); 2011; 2012; 2014; 2017 а), б); 2020 б.]. Отец рассказывал, как в молодости, до войны он самоучкой выучился игре на разных народных инструментах: балалайке, мандолине, гитаре (гармонь - мечту своей жизни он так и не освоил, купить, в те годы - не было финансовой возможности). Рассказывал, как играл в народном ансамбле, состоящем практически из родственников. К сожалению, автору не удалось ни разу услышать инструментальную музыку в исполнении отца, так как он с войны пришёл с повреждённой кистью руки и играть уже не мог. Но петь он был великий мастер. До сих пор его портрет висит в доме культуры на доске почёта, как прекрасного исполнителя народных песен. Идя по стопам отца, автор закончила сначала музыкальную школу в станице, затем музыкальный институт в городе Краснодаре, а потом и в Москве, что явилось огромным стимулом в дальнейшем заняться этнографией в целом.