Статья посвящена разработке двух моделей сецес сии: тайваньской и косовской. Первая основана на государственной состоятельности (stateness), понимаемой как способность централь ной власти самостоятельно обеспечить эффективное управление, способствовать экономическому развитию и гарантировать прием лемую защиту от внешних угроз. Вместе с тем, для Тайваня харак терно сужение пространства дипломатического признания, что объясняется как жесткой позицией КНР, отрицающей любую воз можность поддерживать официальные связи с обоими берегами Тайваньского пролива, так и успехами экономической дипломатии и ресурсов мягкой силы Китая в последнее время. Сторонники не зависимости острова уже разрабатывают стратегию действий в слу чае полной нуллификации его дипломатических признаний, преду сматривающую, прежде всего активизацию участия в деятельности многосторонних международных организаций. Вторая модель ос нована на традиционных представлениях о государственном статусе (statehood), связанном в том числе со степенью признания политии со стороны международного сообщества и других государств. Госу дарственный статус Косово в относительно короткие исторические сроки получил признание со стороны большинства стран мира и многих международных организаций. Провозглашению независи мости бывшего автономного края Югославии предшествовал ост рый вооруженный кризис, что обусловило повышенное внимание со стороны мировых держав и ведущих международных организаций, прежде всего ООН. Авторы приходят к выводу, что обе политии стремятся повысить уровень участия в различных региональных и отраслевых международных организациях, рассматривая последние в качестве источника дополнительной международной легитимности. В статье исследуются различные факторы отделения двух территорий, включая исторические, этнические, этнополитические, участие в конфликтах третьих сил, а также интерес международных организаций к данным событиям. Авторы поднимают вопрос о политических и экономических позициях Тайваня и Косово в современном мире. Детально анализируются такие переменные как уровень признание со стороны стран мира, объем ВВП, прямых иностранных инвестиций в экономику Тайваня и Косово, уровень безработицы. Проведенное исследование позволило вывести основные характеристики, присущие вышеописанным моделям.
The article is devoted to Taiwan and Kosovo secession models manifestation. The former one is based on the concept of stateness , defined as the ability of state central authority to independently provide effective governance, assure sustainable economic development and guarantee acceptable protection against external threats. At the same time, Taiwan is characterized by shrinking diplomatic recognition, which is explained both by tough stance of the PRC, denying any third party's opportunity to maintain official ties with both sides of the Taiwan Straits, and by the recent successes of China's economic diplomacy and soft power resources. The renegade island's pro-independent politicians are already conducting a strategy of action in the event of its zero diplomatic recognition, which primarily suggests its more active participation in multilateral international organizations. The second model is based on traditional ideas about statehood , which is inter alia related to the polity recognition by international community and other sovereign states. To date, state status of Kosovo in a relatively short historical period has been recognized by the majority of nations and many international organizations. Former autonomous region of Yugoslavia's declaration of independence was preceded by an acute armed conflict, which caused increasing attention to the case from world powers and leading international organizations, primarily the UN. The authors conclude that both polities seek to increase the level of participation in various international organizations, global or regional, universal or specific, considering the latter as a source of supplementary international legitimacy. The article examines various factors of the separation of the two territories, including historical, ethnic, ethnopolitical, third parties' involvement, as well as international organizations' interests in the case. The authors raise the issue of the political and economic positions of Taiwan and Kosovo in the modern world. The following variables: level of recognition by other nations, volume of GDP, foreign direct investment in Taiwan and Kosovo, and unemployment rate are analyzed in detail. The study made it possible to derive the main characteristics inherent in the above models.