Авторы статьи раскрывают сущность и содержание земской и судебной реформ (1864 г.) в общем контексте социальных отношений и внутренней политики российского самодержавия, показывают их опосредованность крестьянской реформой (1861 г.). В результате проведенных правительством Александра II преобразований трансформировалась публичная власть на местах: в губерниях и уездах появились всесословные земские учреждения и независимые от администрации мировые суды. В статье дается характеристика земской реформы, нацеленной на решение социальных и хозяйственных проблем населения, в ее взаимосвязи с судебной реформой, учредившей мировые суды и гарантировавшей равную защиту личных и имущественных прав представителям всех сословий, включая вышедших из крепостной зависимости крестьян. Авторы выявляют черты нового публичного порядка в деятельности земских учреждений и мировых судов; обосновывают общие для земств и мировой юстиции принципы организации (всесословность, независимость от администрации, законность и др.); характеризуют структуру и компетенцию земских учреждений и мировых судов в их взаимодействии друг с другом, а также с органами государственного управления. Введенные правительством Александра II органы губернского и уездного земского самоуправления и мировые суды противоречили исторически сложившемуся общественному укладу и государственному строю Российской империи, что предопределило их дальнейшую судьбу. В ходе реализации консервативного курса правительства Александра III в 1889 г. были ликвидированы в сельской местности мировые суды и учрежден институт земских участковых начальников, наделенных административно-судебными полномочиями.
The authors of the article reveal the essence and content of the Zemstvo and Judicial reforms (1864) in the general context of social relations and the domestic policy of the Russian Empire, showing their connection with the Peasant reform (1861). As a result of the reforms carried out by the government of Alexander II, local public authority was transformed. All-estate zemstvo institutions and courts independent from the administration appeared in the provinces and counties. The article describes the Zemstvo reform aimed at solving of social and economic problems of the citizens at local level, in its relationship with the Judicial reform, which had established courts of peace, guaranteed equal protection of personal and property rights of citizens, including peasants who had received freedom recently. The authors reveal the features of the new public order in the activities of zemstvo institutions and local courts; substantiate the organizational principles common to zemstvos and courts of peace (estate-inclusiveness, independence from administration, legality, etc.); characterize the structure and competence of zemstvo institutions and courts of peace in their interaction with each other, as well as with the government bodies. The self-government bodies and the courts of peace, introduced by the government of Alexander II, contradicted to the historically established social order and state system of the Russian Empire, which predetermined their future fate. During the implementation of the conservative course of the government of Alexander III the courts of peace were abolished and the institute of zemsky district commanders with administrative and judicial powers was established in rural areas in 1889.